Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Думать, что православные верующие должны быть асоциальны, — неправильно. Жизнь св. Александра опровергает такой взгляд. Христиане ответственны за то, что происходит вокруг них. Надо стараться проводить в общественную жизнь интересы православия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память святого Александра Невского. Этот святой относится к числу тех, которые особенно могут вразумлять своим примером современного христианина. Потому что не только теперь, хотя тем более теперь, но также уже в течение последних веков стал складываться образ верующего как какого-то асоциального человека, который не занимается решениями всяких житейских задач, а в лучшем случае молится или даже не молится, а просто таким дурачком ходит, и, по крайней мере, к нормальной жизни общества все его православие просто не может иметь никакого отношения, потому что, как известно, мирскими делами, а уж тем более политикой и войной занимаются люди практические, которые, если современная им культура этого требует, могут и в церковь зайти и постоять со свечкой, но серьезно они ко всем этим вещам относиться не будут.

И вот, Александр Невский является живым опровержением такого взгляда, потому что он был едва ли не одним из самых успешных политиков в Европе своего времени, можно сказать, политическим гением; то же самое можно сказать о нем как о полководце; и в то же время это был человек глубоко благочестивый. Причем это не является какой-то благочестивой легендой позднейшего времени, как многие считают, а во многом доказывается совершенно объективными фактами. Например, известна ревность св. Александра Невского о насаждении православия среди татар; само по себе это рвение можно объяснить политикой, поскольку принятие православия делало татар более дружественными русскому народу; но успех св. Александра в этом деле, то, что он своим личным примером действительно содействовал обращению других, и еще при его жизни среди татар была создана целая епархия Православной Церкви, Сарайская, показывает, что св. Александр действительно имел такую веру, которая могла заражать даже тех людей, которые не были настроены на то, чтобы эту веру принимать. Что же тогда говорить о тех людях, которые были в этой вере воспитаны, то есть о тех, кем он управлял! И очень много таких примеров, которые показывают, что св. Александр действительно был настоящим православным христианином.

И вот, в современной обстановке нам необходимо вспомнить о том, что православие это вовсе не удобный предлог для того, чтобы сказать, что мы не хотим брать на себя ответственность ни за что из того, что происходит вокруг нас, потому что, мол, мы должны молиться. Если мы будем молиться по-православному, то тогда мы как раз будем понимать, за что мы ответственны, и соответственно себя вести, в том числе в каких-то мирских делах. Мы должны понимать, что коль скоро мы живем в мире, живем с людьми, живем в семье, общаемся с коллегами по работе, живем в городе, в государстве и т.д., мы связаны какими-то соответствующими социальными отношениями, и в той мере, в какой мы ими связаны, мы несем ответственность за происходящее. По крайней мере, мы должны стараться о том, чтобы все, что с нашей стороны привносится в эти отношения, делалось по-христиански. И поэтому говорить, что просто нас что-то там не интересует, — это совершенно несерьезно, это из серии, когда православный говорит своим неправославным родственникам, что Господь о нем позаботится, подразумевая то, что он сидит у них на шее и не хочет работать, а они должны его кормить. Конечно, получается, что Господь заботится о нем до поры до времени, но может потом и перестать. Конечно, это неправильное отношение.

Вот поэтому православные люди, живущие в миру, не должны быть в стороне от мирских проблем, они должны ими заниматься, но заниматься не так, как люди неправославные. Потому что в глубине мы должны быть в стороне не только от мирских проблем в самом общем смысле, но и вообще от всех проблем, потому что в глубине у нас есть только одна проблема — как нам не грешить и каяться в тех грехах, которые мы уже совершили; это самый главный мотив, который может быть в нашей жизни. Но тогда по отношению ко всяким внешним связям, начиная с отношений с близкими, рядом с которыми мы живем, и продолжая сколь угодно высоким уровнем, мы должны все-таки смотреть, что здесь с точки зрения православия является предпочтительным, и насколько мы можем это понять, мы должны стараться этому содействовать. Поэтому будем смотреть на святого Александра Невского не как на какой-то национальный символ, хотя и так тоже можно на него смотреть, и это очень хороший символ, но так на него могут смотреть и неправославные наши соотечественники; а мы, православные, должны смотреть на него прежде всего как на пример православной жизни, как на пример человека, который жил в гуще мирских страстей и всяких мирских дел и был в этих делах крайне успешен, несмотря на то, что жизнь у него была очень бурная, и который во всех этих треволнениях сохранил свой ум ясным и прилепленным к Богу. Аминь.