В древности воспоминание Тайной Вечери совершалось не в четверг, а во вторник; незадолго до распятия Христос перестал говорить с учениками притчами, а стал говорить прямо; в сложных жизненных ситуациях мы ведем себя так же, как ученики Христа, которые разбежались, когда Его арестовали и распяли; когда мы перестаем играть роль христиан, оказывается, что мы ничем не отличаемся от тех, кто себя христианами не считает, только у нас больше нетрезвости и безответственности; если мы ходим в церковь, причащаемся и исповедуемся, то это не значит, что мы всерьез стали христианами; нужно учиться приходить в церковь внутренним образом; необходимо каждый день готовиться к причастию; и самим не уходить от Христа, выходя из церкви.
Во имя Отца и сына и Святаго Духа!
Вот мы опять на целый год расстались с литургией преждеосвященных даров, с молитвой Ефрема Сирина, которая в этом посту уже звучать не будет. По уставу эту молитву надо совершать и в некоторые другие посты, но мало кто бывает за такими богослужениями. Оставшиеся от Великого поста дни содержат в себе воспоминания самих страданий Христовых, начиная с Тайной Вечери. В древности воспоминание Тайной Вечери христианами совершалась не в четверг, как мы сейчас ее совершаем, а еще во вторник. Видимо, это и соответствовало тому, что происходило в Евангелии: во вторник вечером была совершена Тайная Вечеря; ночью Иисус с учениками пошли в Гефсиманию; в конце ночи состоялся арест; с утра среды по пятницу проходила длительная череда всяких допросов у разных первосвященников, у Понтия Пилата, который не стал бы заниматься ночью такими допросами; утром пятницы было совершено распятие. Фактически мы уже вступили в эти дни.
Что тогда произошло с учениками? Они до последнего были со Спасителем, что само по себе было для них очень важным. Более того, по мере приближения крестных страданий, Спаситель говорил с ними все более и более прямо. Он очень многое сказал без всяких притч так, что они уже сами удивились, почему Он не говорит с ними притчами, а все говорит прямо. Он многое предсказал, хотя они не поняли и серьезно не отнеслись к сказанному, но запомнили, потому что когда все-таки совершилось то, что Он предсказал, они это смогли опознать, увидели, что слова Его сбылись.
Казалось бы, наступили в общении с учениками самые-самые лучшие времена, но как раз тогда Он и отнялся от них: сначала Его арестовали, а потом и распяли. Мы знаем, что почти все ученики тогда расточились, и если кто-то составлял исключение, то это были Божья Матерь и Иоанн Богослов, которые стояли у Креста. Исключение, видимо, составляли и другие жены-мироносицы. А ученики, с которыми Он больше всего проводил времени, настолько были поражены тем, что произошло, настолько это не вписывалось в их представление о возможности таких исторических событий, что они едва не потеряли веру.
Это произошло тогда с учениками, но сейчас с нами происходит то же самое. Легче всего провести аналогии, когда мы попадаем в какие-то тяжелые ситуации, когда вдруг с нами происходит что-то такое, что мы не могли даже допустить вероятность таких событий именно с нами. Это касается смерти близких или разрушения наших представлений о собственной карьере, нашего будущего. Хотя, если вдуматься, это же абсурд – как можно разрушить будущее, если его еще не было? Но, тем не менее, мы считаем, что оно уже почти было, если состоялось в наших мыслях, и если оно разрушилось, то это всемирная катастрофа, и хуже ничего не бывает. Тогда оказывается, что мы совершенно забываем о том, что мы люди верующие, что мы должны жить со Христом, что Он предсказал нам, что такие вещи с нами должны происходить.
Может быть, Он даже совершенно конкретное что-то сказал в своем учении, что с нами должно происходить именно то, что происходит в данный момент. Например, Он нас предупреждал, что за какие-то поступки может произойти какая-то ответственность и именно в такой форме. Почему-то про других людей мы это понимаем, а про себя не догадались понять. И когда мы оказываемся в такой ситуации, тогда и становится очевидным, верующие мы люди или нет.
Но что уж говорить о каких-то исключительных событиях в нашей жизни, хотя они на ее протяжении успевают произойти много раз. Мы склонны оставаться без Христа гораздо чаще, даже тогда, когда в нашей жизни ничего такого исключительного не происходит. Мы просто приходим к себе домой, и может быть даже не с работы, а из церкви, где отстояли службу страстной седмицы. Что происходит с нами дальше, чем мы начинаем интересоваться, о чем думать? Это очень легко проверить. Это те разговоры, которые мы поддерживаем по своей инициативе по телефону, или поддерживаем иные связи, в том числе и по интернету. Это то, на что мы любим обращать наше внимание, в основном это телевизор. Мы смотрим там совсем не что-то такое необходимое для спасения нашей души, обычно там показывают всегда одно и то же, особенно в эти дни. И так список наших интересов можно продолжать еще долго.
Когда мы перестаем играть какую-то христианскую роль, если мы ее когда-то вообще начинали играть, то мы становимся самими собой, возвращаемся к себе. Тогда оказывается, что мы ровно ничем не отличаемся от тех, кто сами себя не считают христианами. Точнее, мы отличаемся от них в худшую сторону, потому что они не считают себя христианами и, может быть, живут адекватно, то есть, представляют себе, кем они являются, чего они в жизни хотят, при этом они могут быть вполне порядочными и ответственными людьми. А человек, который разыгрывает из себя, особенно перед собой, неизвестно кого, может в каком-то субъективном смысле быть порядочным, но никогда не может быть ответственным. Как может быть ответственным человек, который сам не знает, чего он хочет? Сегодня он играет такую-то роль, соответственно этому берет на себя ответственность за что-то или за кого-то, потом он вернется сам в себя и все забудет. Так мы постоянно перестаем быть христианами. Что же с этим делать?
Разумеется, не надо отказываться ходить в церковь по причине того, что мы ее быстро забываем. Мы начинаем приобщаться к христианству через церковь. Богослужения нужны именно для того, чтобы постепенно приобщить к этому всю свою жизнь. Но надо понимать с самого начала, что если мы даже с какой-то регулярностью ходим в церковь и причащаемся, исповедуемся, как-то к этому готовимся, то это совершенно не означает, что мы всерьез стали христианами. Но без этого тоже нельзя, начинать надо именно так, а дальше думать, как продолжать.
Надо продолжать так, чтобы стремиться никогда не выходить из церкви даже тогда, когда мы из нее выходим. Для этого надо учиться приходить в церковь внутренним образом. Внешним образом мы можем прийти в церковь, но потом непременно из нее выйдем, похоронят нас не в церкви, и душа наша точно из нее выйдет. А чтобы душа не вышла из Церкви, нужно прийти в нее внутренним образом. Поэтому, пока мы находимся в Церкви, пока мы участвуем в богослужении, постараемся ко всему относиться внимательно. Постараемся все понять и во всем участвовать. То, что мы не можем понять из слов, — такого, я полагаю, довольно много для человека непривычного, не изучившего богослужение, — мы должны стараться понимать, что это все о Боге, должны настраиваться и молиться. Это может совершенно любой человек без всякого образования. Потом, после такого настроя выходя из церкви, мы должны стараться не растерять его. Это легко сказать, но трудно сделать, потому что он сам растеряется на первом этапе. Для того, чтобы он не растерялся, надо тоже специально что-то делать. Что самое главное?
Можно дать два самых важных совета, потому что если их дать больше, то они тогда уже не будут главными, забудутся и потеряются. Поэтому приоритетных советов только два. Первое — это сразу поставить себе заранее цель и на нее настраиваться, когда в следующий раз прийти в церковь. Надо даже не так формулировать себе цель, а именно настраиваться причащаться и исповедоваться, то есть сразу начинать готовиться к следующему разу. Не должны проходить дни без подготовки к очередному причастию. Не должно быть такого, что вот сейчас я готовлюсь, говею, но обычно я живу по-другому, не готовлюсь к причастию. Так живут безбожники, так живут герои Лескова и других писателей о жизни русских православных XIX века. Такая православная жизнь привела в 1917 году к массовому безбожию. А мы, православные христиане, должны жить не так, мы должны каждый день готовиться к тому, что будем исповедоваться и причащаться. Это первое и главное.
Второй совет может быть не столь главный, если исполнять первый, но его все-таки важно отдельно сформулировать и осознать: не лезть в какую-то гадость, которая нас настолько осквернит, что мы сами себя растеряем. Если мы хотим натопить комнату печкой, то не надо открывать форточку, а тем более окно. Не надо не только ударяться в какие-то грубые грехи, которые мы все понимаем, но не надо проводить время и за какими-то пустыми разговорами. Например, одна тетенька позвонила другой тетеньке, начали с чего-то благочестивого, но сколько они могут дать друг другу благочестивых советов за два-три часа, которые болтают? Если столько давать благочестивые советы, то уже, наверное, никакого другого благочестия не останется, а если говорить о делах церковных, то они тоже ничем не лучше. Может быть чуть-чуть лучше в том плане, что меньше лицемерия. Безумно также смотреть какие-то передачи по телевизору.
Очень хорошо читать книжки на бумаге. Самое большое достоинство книг на бумаге в сравнении с телевизором в том, что, как показывает опыт, от них люди быстрее засыпают. Это уже очень хорошо, потому что когда мы спим, мы восстанавливаем свои силы. От этого тоже может быть какой-то вред, но все-таки в этом всегда есть большая польза. По крайней мере, из двух зол, если приходится выбирать, это меньшее. Книги на бумаге обладают гораздо лучшим усыпляющим эффектом, чем телевизор. Хотя для кого-то может быть и телевизор снотворное. Но все-таки надо хотя бы по этому принципу отдавать предпочтение книгам на бумаге, а не телевизору. Тогда христианство постепенно будет лучше усваиваться. Конечно, главное условие —хотеть усваивать. Будем стараться не оставаться без Христа, особенно самим от него не уходить сразу по выходу из церкви. Будем стараться приходить к Нему, а не уходить.
Аминь.