Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память нашего о. Александра, который мученически погиб 17 лет назад. Причем этот день тогда тоже приходился на воскресенье, как бывает не очень часто. И вот, говоря о мученической гибели, нет смысла рассуждать, зря это было или не зря, потому что  мученическая гибель – это всегда не зря. Мученичество – это вообще то, на чем Церковь стоит. И в мистическом плане спрашивать о том, полезно ли это или нет, совершенно нечего, потому что ответ дан раз и навсегда.

Это касается не только его лично, но это касается и Церкви в целом, поэтому и каждого из нас тоже касается, поскольку мы Церкви принадлежим. Но, конечно, сами себя мы должны спрашивать еще и по-другому. Мы должны спросить себя, что же мы сами из этого получили? Ведь ближайшей целью жизни о. Александра было создание нашего прихода. Не вообще утверждение Церкви, хотя создание одного прихода ведет к утверждению Церкви, но конкретно он занимался одним нашим приходом.

Таким образом, именно наше спасение, спасение наших прихожан, в том числе и тех, которые пришли после смерти о. Александра в наш приход, – это и есть его основная задача. И вот тут мы должны спросить себя: насколько мы смогли этим воспользоваться? Насколько это «не зря» применительно к каждому из нас? Относительно каждого из нас, пусть каждый ответ дает сам себе, а если говорить о приходе в целом, то что можно сказать?

Во-первых, приход не развалился, как пророчили очень многие, и даже многие наши прихожане тогдашние и нынешние считали, что теперь уже приход не сохранить. Он сохранился. И даже, милостью Божией, мы смогли служить в этом здании, за которое так подвизался о. Александр. А это тоже очень важно. Потому что, конечно, Церковь не «в бревнах» и не в кирпичах, а «в ребрах», но церковные здания очень нужны для проповеди – это важнейшее средство проповеди.

И вот что мы сейчас видим? Благодаря тому, что столько лет – не все эти семнадцать лет, но почти четырнадцать лет – наш храм открыт для богослужений, собрались многие люди, я бы даже сказал, что большинство наших прихожан, которые бы иначе не пришли, иначе бы они не узнали. Это не только такие люди, которые побыли немножко и ушли – таких, конечно, большинство, гораздо больше, чем тех, кто остался, и в этом нет ничего удивительного, – но это и те, кто до сих пор, уже много лет является нашими прихожанами.

Поэтому смысл в этом был для прихода. Конечно, можно говорить, что приход мог бы быть больше или лучше, и это будет правдой, но, по крайней мере, то, что есть – лучше, чем ничего. Конечно, если бы наш приход, который находится в таком месте, в таком положении, был в Московской Патриархии, его численность составляла бы человек пятьсот. Это если бы ничего специально не делать, чтобы его увеличивать. А у нас она составляет около ста человек, вряд ли особо меньше, но и не больше. Почему?

Потому что мы стараемся не  принимать в качестве прихожан людей, которые не понимают различие между истинной Церковью и ложной Московской Патриархией. Понимать, я имею в виду, не так, что они могут это объяснить – большинство людей вообще не может никому ничего объяснить, но это не значит, что они ничего не понимают, – а понимают как-то для себя. Понимают это различие, что одно – Истина, а другое – нельзя. Вот это минимальное требование.

Конечно, чем больше понимания, тем лучше, но должен быть какой-то минимум. Поэтому у нас так особо численность и не увеличивается. Естественная убыль компенсируется естественной прибылью прихожан. Конечно, было бы хорошо, если бы в нашем городе создался еще один, а лучше не один истинно-православный приход, но получается, что если это делать не в каком-то специально враждебном духе по отношению к нашему приходу – например, в духе соперничества, конкуренции или даже отрицания, – то создать трудно, потому что большой храм притягивает к себе слишком много народа, и трудно создать еще какой-то отдельный «угол».

А если создавать в духе соперничества, то это уже не здравое основание, и мы видим, что те приходы, которые так создавались, ничем хорошим не кончили. Может быть, они создавались как-то иначе, но в какой-то момент вступили на этот путь.

Поэтому, конечно, будем молиться не только о себе лично – это очень важно для православных христиан, чтобы молиться не только о своем спасении, но и о всех других верующих, а так же и о всех неверующих. Обо всех надо молиться, только по-разному. И такая молитва будет содействовать спасению каждого из нас. Это то, ради чего о. Александр подвизался.

Но это если говорить о земном измерении, потому что на самом деле из всех, кто подвизался, все подвизались ради спасения души, ради стяжания благодати Божией, ради стяжания Бога, проще сказать. В этом мы и должны им подражать и просить  молитвенной помощи именно в этом.

Аминь.