Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Празднование Пасхи с пользой — это когда что-то остается после календарного праздника; чтобы это что-то приумножить, нужно стараться регулярно ходить в церковь, исповедоваться и причащаться; а если мы все это уже делали, то необходимо начать менять свою жизнь более глубинно; нужно каждый день готовиться к исповеди, тогда не захочется делать определенных вещей; Бог творит чудеса, но так, чтобы мы могли сами исправляться.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Если мы достояли до такого позднего или наоборот такого раннего времени, то значит, какой-то интерес к христианству у нас есть. Пусть этот интерес “боковой”, но все-таки он уже не равен нулю, потому что можно было и не стоять целую ночь, а если все-таки стояли, пусть даже некоторые и с тоской, значит, какой-то был стимул это делать. Это очень хорошо.

Что означает отпраздновать Пасху с пользой? Это когда после календарного празднования остается что-то в нашей жизни – это и есть польза. Календарные праздники существуют для того, чтобы приходить и уходить, а то духовное содержание, которое они несут, должно не только оставаться, но приумножаться и приумножаться. Но у нас получается несколько иначе, содержание праздника уходит, поэтому надо, чтоб приходило больше, чем уходит, тогда каждое обновление праздника принесет нам что-то новое. Что же нам сейчас сделать для того, чтобы приумножилось то, что у нас было?

Если мы раньше никогда не причащались, не исповедовались, и в церкви толком не стояли, и, может быть, это была первая наша служба, которую мы так серьезно и долго отстояли, то вот это понуждение себя сегодня — прекрасно. Надо начинать именно с того, чтобы уже не отступать, а прийти на какие-то другие церковные службы, постоять и помолиться, узнать больше о богослужении, привыкнуть к этому.

Если мы пробовали поститься раньше в течение хотя бы только этого Великого Поста, то постараться соблюдать и следующий пост церковного календаря. А следующий пост будет очень небольшой, и его легко соблюдать. Сейчас целую неделю вообще никакого поста не будет, поэтому все упражнения в этом деле надо перенести на более поздний срок. Уже через неделю в среду и пятницу опять начинается обычный для этих дней пост, но слабый, с разрешением рыбы. Хорошо бы приучиться поститься в среду и пятницу в это время, ограничивая мясо и молочные продукты. Это уже будет некоторое продвижение в сторону православия.

А самое главное – думать о том, что надо прийти на исповедь, потому что у всех нас есть грехи. Даже если мы догматически плохо понимаем, что это такое, то мы это чувствуем, по крайней мере. Это серьезная тяжесть, от которой надо избавляться, но надо понять, в чем она состоит. Надо прийти первый раз на исповедь и сказать, что вот я ничего не знаю, но хочу узнать, и мне кажется, что я согрешил в том-то и том-то, а на самом деле, наверняка, согрешил Бог весть в чем, только я этого не понимаю и не знаю.

Есть книжки, в которых написано о том, какие есть грехи. В этих книгах объясняются сами грехи, напоминаются их причины. Постепенно это начнет усваиваться, не надо начинать с того, чтобы стать каким-то большим героем покаяния, а начинать надо с чего-то очень маленького, покаяться хоть в чем-то малом, что мы осознали из того много, что мы натворили. А те, кто раньше это делал, но не регулярно, должны понять, что должна быть регулярность, потому что это должно стать образом жизни.

Надо чтобы ни один день христианской жизни не был нехристианским, то есть не был прожит зря. Это значит, что каждый день мы должны готовиться к исповеди. Каждый день мы должны смотреть, какие у нас грехи. Когда готовишься к исповеди, то и живешь по-другому. Есть многие вещи, в которых настолько неприятно исповедоваться, что уж и нет никакого удовольствия их делать. Тогда лучше и не делать, чтобы потом не надо было исповедоваться. Уже одно это подобно узде, как говорит прп. Иоанн Лествичник, которая должна нас удерживать от делания некоторых вещей. Если мы раньше исповедовались и причащались, то тогда нам надо еще более серьезно себя вести. Надо более радикально менять свою жизнь, более глубинно. Мы тоже знаем, наверное, чего нам не хватает и что тут надо делать.

Тогда получится, что каждый новый праздник прожит не зря, и что-то мы с собой удержим от него. Если мы не будем так делать, то, даже если мы испытали во время праздника какую-то эйфорию, которая вполне могла быть оттого, что мы казались себе христианами, — потом будет опустошение. Будем стараться понимать, что Господь, конечно, творит чудеса, но не в порядке какой-то лотереи. Он творит их по Своей непостижимой для нас воле, но в чем-то Он сделал для нас ее постижимой: творит для нас чудеса так, чтобы мы могли сами исправляться, чтобы нам это было легче, и легче было об этом вспомнить. Абсолютно каждый из нас знает, что ему надо вспомнить, и как дальше исправлять свою жизнь и держаться этого теперь.

Не надо сейчас поститься особенно, не надо читать длинных молитв, они теперь все короткие, но надо стараться с помощью тех средств, которые нам сейчас в праздничное время даются, оставаться с Богом.

Аминь.