Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Связь праздника с Ветхим Заветом: вторая Пасха и воспоминание спасения от всемирного потопа. Праздник живой воды. Царство Небесное как источник. Почему важно помнить о смысле этого праздника.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы празднуем праздник Преполовения Пятидесятницы. Казалось бы, что тут праздновать? Если есть какой-то длинный период в 50 дней между Пасхой и Пятидесятницей, то понятно, что когда-то наступит середина, что этот день придется на среду, и само по себе это никакого праздничного содержания не имеет. Но оказывается иначе. Оказывается, что с этим периодом, который наступает в середине пятидесятидневного праздника, еще в Ветхом Завете были связаны разные праздничные события.

И прежде всего, в Ветхом Завете прямо в Законе Моисеевом был установлен второй праздник Пасхи. Он совершался ровно через месяц после первого. Потому что по правилам Закона Моисеева необходимо было, чтобы все иудеи в праздник Пасхи и в два других великих праздника, т.е. всего трижды в год, собирались в Иерусалим, — и отсюда еврейское название праздника “хаг”, что точно соответствует арабскому “хадж”, т.е. именно чтобы все приходили в то место, где совершается праздник (а потом для мусульман местом хаджа стала Мекка). Но даже уже тогда, когда эти законы принимались, было понятно, что все одновременно не смогут придти в Иерусалим, потому что людям просто нельзя было оставить свои жилища и территории, потому что их захватили бы неприятели, не говоря о том, что и физически не все могли так вот приходить. Поэтому через месяц после большого праздника было назначено его повторение, чтобы в Иерусалим пришли в это время те, кто раньше не смог этого сделать.

И естественно, что в этот праздник повторялись события, связанные с Пасхой. Однако они повторяются не в точности так, как это было в сам праздник Пасхи. И отличие здесь не только в том, что торжественность несколько меньшая, но и в содержании тоже. Есть очень вероятная гипотеза (скорее всего, так и было), что в ветхозаветные времена постепенно в этот день стали особенно праздновать избавление от потопа, который был при Ное. И видимо, этот обычай унаследовало раннее христианство. И действительно, если сама Пасха — это избавление от вод Чермного моря, переход (еврейское слово “песах” и означает “переход”) через Красное море, как мы его теперь называем, когда евреи прошли и были спасены, а гнавшиеся за ними войска фараона утонули, то подобные этому события произошли и во время всемирного потопа, когда погрязшее в грехах человечество все утонуло, и только небольшое семейство праведника Ноя было спасено.

Но не только к этому сводится христианский праздник Преполовения Пятидесятницы. Несмотря на то, что мы ничего не находим об этом в Евангелии, богослужение и даже сам тропарь праздника нам постоянно сегодня говорит о воде бессмертия, которую нам дает Христос. То есть не просто нас Господь избавляет от воды погибельной, о которой говорит Псалмопевец: “Углебоша воды до души моея”, — но дает нам воду бессмертия, о которой тоже говорилось в Ветхом Завете: “Приидите, почерпите воду безсмертия”. И Господь Сам говорит в Евангелии: “У верующего в Мя из чрева потекут реки воды живы”. Действительно, вода — это символ, который сам по себе означает жизнь вечную. Недаром во время освящения воды мы молимся, чтобы эта вода стала “скачущей в жизнь вечную”, и недаром сама вечная жизнь называется неким бессмертным источником — вот мы даже и перед причастием поем: “Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите”. Это источник бессмертия понимается в том числе и как водный источник.

Ну, а чтобы уже завершить перечисление этих образов, надо вспомнить, что в Ветхом Завете Царство Небесное уподобляется храму, который видел пророк Иезекииль, и в этом храме вместо Святого Святых был источник воды, который напоял всю вселенную. Я говорю: “был”, потому что его когда-то видел пророк Иезекииль — а на самом деле можно сказать, что он будет, потому что речь идет о будущем, а можно сказать “есть”, — потому что речь идет о Церкви, которая уже сейчас являет нам вечность.

Вот какой глубокий по содержанию праздник мы празднуем сегодня, но, к великому сожалению, в народном благочестии значение этого праздника совершенно стерлось, и люди как-то даже не стремятся придти в церковь и вникнуть в богослужение этого праздника. И это, конечно, очень плохо, потому что вот так, постепенно отрываясь от глубокого содержания и праздников, и постных дней, и вообще всего того, чему нас учит Церковь, прежде всего, в своем богослужении, отрываясь от всего этого, мы сначала впадаем в такую рутину, когда мы вроде бы и не грешим, но занимаемся какими-то своими мелкими делами, которые в любом случае ничтожны и для нашей жизни часто мало что значат, отвлекаемся сначала на эти сами по себе безгрешные и, может быть, даже необходимые для нас дела, и перестаем думать о божественном. А потом постепенно — причем иногда нам на это нескольких дней хватает — привыкаем к тому, что наша жизнь измеряется какими-то совершенно бытовыми вещами; мы перестаем себя равнять на то, на что нас ориентирует богослужение, и вот тут уже удержаться от какого-то прямого греха становится практически невозможно, потому что здравые критерии полезного и вредного у нас постепенно стираются и вовсе исчезают. Поэтому, может быть, первый и главный вывод, который нужно сделать в результате празднования такого вот несколько забытого в народе, но до сих пор, по церковному уставу, очень важного праздника Преполовения Пятидесятницы, заключается в том, что нельзя отпадать от Церкви даже не только физически, не дай Бог, в ересь какую-нибудь, или отпадать от причастия, но нельзя отпадать от нее и в жизненных ориентирах. То есть мы постоянно должны знать, что сейчас совершается в Церкви, что празднуется, какие святые празднуются, кто они такие были. И тем более это относится к периоду великопостному или к таким праздничным периодам, как Пятидесятница. Аминь.