Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Любой воскресный день — очень важный праздник. Нынешний праздник как символ вечности — “невечернего дня Царствия Божия”. Нужно стараться быть “новой тварью”.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память того события, которое завершает собственно сами пасхальные дни, если под этими днями подразумевать время, в которое происходило удостоверение, что Христос действительно воскрес. Потому что именно тогда, когда прошел установленный Самим Господом срок в 8 дней, Господь повторно явился Своим ученикам, и произошло то событие, которое мы все помним и память которого мы сегодня совершаем, а именно — уверение Фомы.

Это, конечно, все очень важно само по себе, это важно и в историческом смысле, но еще более, как и все в Священном Писании, это важно в смысле символическом; и мы сегодня читали в синаксаре, что этот день особенный не только потому, что сегодня совершается воспоминание уверения Фомина, но и потому, что это особый восьмой день. Как нам объяснялось, все важные события воспоминаются ежегодно, когда наступает этот день, и таким же образом совершается и празднование Пасхи; но самое великое событие, которым является Воскресение Христово, воспоминается не только ежегодно, но и еженедельно, каждый раз на восьмой день в течение всего года, и это бывает каждое воскресенье, как мы хорошо это знаем. Поэтому каждое воскресенье это на самом деле большой христианский праздник. Это праздник большего значение, чем Успение Божией Матери, что видно, например, из церковного устава, потому что когда праздник Успения приходится на воскресенье, то по уставу службы сочетаются так, что в качестве главной выступает служба воскресная. Это, конечно, очень отличается от того понимания смысла воскресного дня, который существует в народе, когда считается, что простой воскресный день гораздо ниже, потому что, как рассуждают обычно люди, если это бывает часто — а воскресенье бывает часто, — то конечно же это должно восприниматься как менее важное, чем то, что бывает редко, т.е. чем какой-нибудь праздник, который совершается раз в год. Но с церковной точки зрения это совершенно не так, и нам нужно стремиться к тому, чтобы наша точка зрения совпадала с церковной.

Но и далее, как мы сегодня слышали в синаксаре, из этих всех воскресений, которые в течение года являются воспоминаниями о Воскресении Христовом, самым главным и особенным является сегодняшнее воскресенье, потому что оно первое в этом ряду, и именно от него поэтому начинаются Евангельские чтения. Сегодня мы читали за утреней 1-е воскресное Евангелие, а всего их одиннадцать — таких евангельских отрывков, которые говорят о Воскресении Христовом, и они читаются по очереди, и вот, этот цикл начинается сегодня, а потом так доходит до 11-го и опять возвращается к первому. И поэтому получается, что среди еженедельных воспоминаний ВоскресенияХристова сегодня особенное и самое главное, первое и открывающее круг воскресных Евангелий, которые читаются в течение всего года. Таким образом, день восьмой (а сегодня восьмой день от Воскресения Христова) указывает нам на вечность, и он же — день первый, который указывает нам прикровенно, через начало евангельских чтений, на некое начало, и как объясняется в том же синаксаре, день первый это и есть вечность, потому что вечность не может быть не первым днем, потому что там всего один день. Вечность не разделяется никакой ночью, это “невечерний день Царствия Божия”, как она называется в церковных песнопениях, а невечерний день не может делиться ночью, потому что ее там нет, и не делится на какие-то части, поэтому день этот остается одним-единственным. Он первый, он и единственный.

Вот такова сегодняшняя память. Об этом сказано и в одном из песнопений праздника — в эксапостиларии, где есть замечательные слова: “Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует”. И вот, кто сегодня ликует, тот новая тварь, а кто не ликует, тот, очевидно, старая (прошу прощения за каламбур). Во всяком случае, нам, независимо от нашего возраста, надо стараться быть “новой тварью”. Аминь.