Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник, который сложно устроен – целых трое святых вспоминается, что не свойственно церковному календарю. Получилось это потому, что две традиции смешались. Иосиф Обручник сегодня воспоминается потому, что когда наступает великий праздник, то на следующий день совершается праздник в честь того святого, который особенно с этим праздником связан. Но второй день праздника Рождества Христова – собор Богоматери. Это специальный праздник Богоматери в составе празднования Рождества Христова, потому что она, конечно, больше связана, чем Иосиф Обручник. Но его тоже не надо забывать, и если нельзя сделать отдельный праздник на второй день, то тогда уже надо делать не на третий, а на самый торжественный день попразднества Рождества Христова. А самый торжественный – это воскресенье, поэтому он у нас сегодня.

А Иаков брат Господень и царь Давид сегодня празднуются по совершенно другой причине. Их памяти традиционно праздновались в Сионе, потому что в Сионе могила Давида, которая до сих пор сохранилась в Сионской базилике, которую построили в конце IV века, а потом разрушали и заново отстраивали. Сейчас ее совсем нет, но небольшое здание там стоит. Там же по историческому достоверному, видимо, преданию, была Сионская горница. Там же была первая кафедра епископа Иерусалима, которым был Иаков брат Господень. Как повествует церковный историк II века Игисипп (Егесипп), он был ветхозаветным первосвященником и автоматически стал самым первым и самым главным христианским епископом.

Но первосвященником в Сионе мог быть только тот епископ, который не является первосвященником в Иерусалимском Храме. Все имена первосвященников, которые были в Иерусалимском Храме, мы знаем через Иосифа Флавия, и там его имени нет. Это связано с тем, что иудейская религия делилась уже на разные течения, секты, и только одна из них была истинной, — та, в которой был Иаков брат Господень, и она была в Сионе.

И вот этот праздник был 25 декабря в Иерусалиме, поэтому в Иерусалиме очень долго не могли принять праздник Рождества Христова в этот день. Во второй половине IV века на 25 декабря уже вводился в Церкви праздник Рождества Христова, но Иерусалим это не принимал, потому что этот день был занят очень важным праздником, а сам праздник праздновался 6 января, как сейчас у армян. У армян вообще в значительной мере сохраняется древнее иерусалимское богослужение.

В середине V века была кратковременная попытка ввести праздник Рождества Христова 25 декабря в Иерусалиме, но через несколько лет ее отменили, и реально он был введен только в 530-е годы, если не позже, уже при Юстиниане. Но даже если и был день 25 декабря теперь занят праздником Рождества Христова, то отменить другой важный праздник, конечно же, было нельзя. И он был передвинут на максимальное близкое расстояние к Рождеству Христову с точки зрения церковного календаря. В церковном календаре важнее не число месяца, а структура праздничного цикла. Неделя по Рождестве Христовом вместила в себя это празднование.

Это говорит о степени торжественности этого праздника не только в Иерусалиме — ведь мы живем по уставу Константинополя, и он относительно праздника Иакова и Давида такой же, как и в Иерусалиме. И если это так важно, то тогда надо понимать, почему это так важно. А важно то, что здесь приемственность Ветхого и Нового Заветов. И надо понимать то, что большинство людей сейчас не понимает: как было новозаветное священство до Рождества Христова, потому что уже Сам Христос был по чину этого священства, чину Мелхиседекову, был первосвященником, так и после Рождества Христова продолжается Ветхий Завет.

Христос не даром же говорит, что ни одна йота и черта в Законе не прейдет, что Он пришел не отменить Закон, как думают протестанты и им подобные люди, именующие себя православными, а исполнить, то есть выполнить в этом Законе то, ради чего он был дан. А он был дан не сам для себя, а для того, что мы называем Новым Заветом, и в него будет путь через Ветхий. И апостол Иаков, который служил на месте Давида, в Сионской горнице, которая была преемником того храма, который строил Давид, объединяет в себе два священства – новозаветное и ветхозаветное.

В христианской Церки иерархи рукополагаются по аналогии с тем, как было в Ветхом Завете. Это и есть ветхозаветное священство. В Царстве Небесном не будет наших земных епископов, священников, диаконов и так далее. Это то, что принадлежит ветхозаветной иерархии, но она нужна для воспитания христиан, потому что никто не может прыгнуть в Новый Завет,  минуя Ветхий – поэтому это все сохраняется. Но наша собственная новозаветная иерархия, как объясняют наши святые — Максим Исповедник, Никита Стифат самые важные сочинения оставили на эту тему, — состоит из священства по чину Мелхисидекову. Человеческим рукоположением такое священство не дается. В него рукополагает только Бог без всякого человеческого посредства. Это именно святость. И кто более свят, тот священник.

Конечно, и вопрос женского священства решается этим же пониманием. Когда идет речь о настоящем новозаветном священстве, которое есть святость, никаких проблем нет. Почему нет проблем? Потому что «ни мужеский пол, ни женский»: проблему невозможно даже поставить, поэтому не приходится ее решать. А в ветхозаветном священстве действуют всевозможные ограничения, и они имеют свой смысл, и так это действует и у нас, но с некоторыми послаблениями. Скажем, в Ветхом Завете человек с физическими отклонениями не мог быть допущен к священству, как и животное не могло быть годным к жертвоприношению. В христианской Церкви это все пересмотрено, и такой человек допускается к священическим обязанностям, если он физически способен их отправлять.

Но, несмотря на эти разные послабления, все-таки принцип остается. Поэтому у нас есть институциональное священство, которое связано со всей этой дисциплиной, и оно нужно, но это ветхозаветное священство в христианской Церкви. А собственное новозаветное священство по чину Мелхиседекову, которое принадлежит христианской Церкви, – это по чину святости. И, конечно, если говорить, кто управляет Церковью, то это не епископы, а святые. В идеале епископы должны быть святыми, и так иногда бывает, но хорошо бы, чтобы епископы, сами будучи не святыми, слушались святых.

О том, что святые управляют Церковью, говорят церковные наши учители, например, Григорий Палама. И у нас нет проблемы, какого епископа сделать самым главным, чтобы дать ему самые большие полномочия, у нас нет административного старшинства какого-либо патриарха – ни римского, ни константинопольского, вообще никакого. Некоторые думают, что у нас есть примат соборов, но и этого у нас нет, потому что как один человек может ошибаться, так и коллектив может ошибаться. А Дух Святый, который может вразумить коллектив, может так же вразумить и одного человека – это даже ему менее хлопотно. Поэтому мысль о непогрешимости вселенского собора еще более глупая, чем мысль о непогрешимости отдельного папы.

Церковь Христова непогрешима сама, и она не требует никакого формального регулятора – ни в виде собора, ни в виде непогрешимого папы. И это все потому, что все ветхозаветные механизмы в ней находятся под контролем Духа Святаго или, что то же самое, новозаветного священства.

Вот какой это праздник, вот как он важен. И вот почему мы должны его праздновать.  Конечно, мы сегодня должны были бы служить литургию Иакова, как должны были служить ее в ноябре, но при той скудости состава и персонала, с которой мы служим в эти дни, мы служим литургию Иоанна Златоуста. Но я надеюсь, что, может быть, в какие-то другие дни, не дожидаясь годовщины апостола Иакова, мы послужим эту литургию.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)