Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Святые Константин и Елена создали первую христианскую империю. Но что же в этом хорошего, если в Церковь пришло много случайных людей и общий уровень христианской жизни снизился, начались расколы и нестроения? Обращение государства в христианскую империю, так же как открытые православные храмы, — это очень действенный способ проповеди христианства. Сегодняшний праздник — в некотором смысле праздник основания современной Российской Церкви.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В сегодняшний день мы совершаем память святых равноапостольных Константина и Елены. Это были не первые цари-христиане и даже на самом деле, видимо, не первые цари, которые сделали свое государство христианским, потому что многие считают, и наверное, это так и есть, что первым христианским государством стала Армения; но во всяком случае, впервые сделали христианскую империю именно они; а что значит какое-либо другое государство в сравнении с империей? — Можно сказать, что оно ничего и не значит без империи. Хотя армянам это было бы не очень приятно услышать, но это все-таки факт. И поэтому святые цари Константин и Елена — действительно равноапостольные, потому что проповедовали всем своим подданным христианскую веру.

Но тут сразу же возникает возражение. Всем известно, насколько IV век, когда святые Константин и Елена проповедовали христианство в империи, был богат всякими трудностями для Церкви. Наплыв огромной массы людей (хотя они все равно составляли меньшинство населения империи) в Церковь сразу же привел к огромному снижению уровня жизни христиан и многочисленным духовным проблемам, а также вызвал всякие расколы и нестроения церковные. И возникает вопрос: что же тут хорошего? Ведь люди, которые фактически остались язычниками, но при этом стали ходить в церковь, не спасаются, по единогласному утверждению святых отцов, которые, собственно, из-за этого так много возились и проповедовали им (взять хотя бы святителя Иоанна Златоуста). Т.е. такие люди совершенно напрасно ходят в церковь, напрасно соблюдают какие-то обряды, потому что если в душе они остаются язычниками, то ничто им не поможет. И тогда получается, на первый взгляд, что труд святых Константина и Елены и всех их многочисленных последователей, других святых царей, которые обращали свои государства в христианство, — труд их напрасен. Но все святые отцы считали совершенно иначе. Почему?

Потому что обращение государства в христианскую империю — это очень действенный способ проповеди христианства, не только такого вот поверхностного (это, скорее, побочный эффект проповеди христианства истинного), а именно истинного христианства. И нам это очень легко понять. Потому что нашему приходу знакома борьба за храм. Как мы хорошо знаем, не только вообще возможно жить без храма, но конкретно той общине, которая была у нас, тоже можно было жить без храма, да она и жила так, сначала даже и без священника, а потом со священником, но все равно без храма. И на вопрос: может ли христианство обойтись без храмов? — надо, конечно, ответить утвердительно. Точно так же мы легко можем ответить на вопрос, может ли христианство обойтись без христианской империи, — конечно же, может. Но почему тогда все-таки стоит бороться за храмы и по этой же причине стоит бороться за христианскую империю? — Потому что тогда огромное количество людей, для которых саму весть о христианстве, о том, что Христос воплотился, иными способами никак невозможно было бы донести, — эти люди получают возможность узнать о христианстве, и кто-то из них, совсем не огромное, а очень маленькое количество, действительно захочет обратиться и спастись; и это малое количество все равно будет очень большим относительно того малого числа христиан, которые обращаются посредством тайной проповеди, проповеди в условиях гонений, проповеди, которая идет от знакомых к знакомым, да еще и, может быть, в условиях конспирации. И не только само население империи оказывается объектом проповеди, но христианская империя всегда может снаряжать миссии, и даже поневоле это делает, и проповедует христианство другим государствам и народам, в числе которых когда-то оказалась и древняя Русь. Поэтому дело святых равноапостольных Константина и Елены никак не может быть принижено тем фактом, что средний уровень христиан действительно очень понизился. Ведь каждый спасается не по среднему уровню, а по тому уровню жизни, который есть лично у него; тут ничего не усредняется, и не может быть спасения “в среднем”, как не может быть в больнице средней температуры 37,2. А так как люди обращаются в православие именно сами, то нужна империя, если она может существовать (хотя сейчас, похоже, уже не может быть ни в одном государстве действительно христианской власти, прошли те времена), и нужны храмы, которые пока что на земле еще могут существовать.

И помимо того, что в нашем собственном приходе обстоятельства, связанные с борьбой за храм, позволяют лучше понять, в чем заключалась деятельность святых Константина и Елены, мы должны понимать, что этот праздник и для всей нашей Церкви является особенно значимым, потому что главный и в то же время первый храм нашей Церкви, кафедральный собор в Суздале, освящен как раз в честь святых Константина и Елены. Там сегодня храмовый праздник. Это был первый храм Московской патриархии, приход которого перешел в 1990 году в Истинную Церковь и забрал с собой и храм (это было можно по тогдашним законам). Приход перешел сначала в юрисдикцию Зарубежной Церкви, а после административного разделения с Зарубежной Церковью этот собор является главным храмом нашей Российской Православной Церкви. Поэтому можно сказать, что это праздник не только основания христианской империи, но едва ли и не основания нашей нынешней церковной организации. Мы не будем говорить — нашей Церкви, потому что Церковь как таковая существует от Адама через Моисея в Ветхом Завете, а в Новом — через Господа Иисуса Христа; мы не будем даже говорить — нашей Российской Церкви, потому что она тоже существовала даже еще до святого Владимира (первые епископы на территории России появились еще до Крещения Руси); мы не будем говорить, что это день основания нашей Церкви советского периода, потому что мы преемствуем от Церкви Катакомбной, которая образовалась еще в 20-е годы; но если говорить о нашей современной церковной организации в ее нынешнем виде, состоящей уже далеко не только из катакомбных приходов, — вот эта церковная организация формировалась первоначально именно вокруг прихода Цареконстантиновского собора в Суздале, и, таким образом, можно сказать, что сегодняшний праздник, в каком-то смысле слова, это праздник основания нашей Церкви. И поэтому будем молиться о том, чтобы, молитвами наших небесных покровителей святых Константина и Елены, мы достигли исполнения их главного желания, а именно — христианской проповеди, чтобы, прежде всего, нам самим быть христианами, чтобы проповедь наша принималась среди тех, кто нас окружает. Аминь.