Праздник Иакова Обручника и Иосифа, брата Господня — это бывший иерусалимский праздник Давида-царя и Иосифа, брата Господня; первый Иерусалимский епископ Иаков, брат Господень, и царь Давид похоронены в иерусалимской церкви Св. Сиона; Иаков — основатель новозаветной церкви, царь Давид — ветхозаветного храма; Давид принял откровение о строительстве храма; церковь всегда одна, от Адама до второго пришествия; это праздник нашего пребывания в церкви; о чтении Евангелия, ничего не пропуская; на Тайной Вечери была дана заповедь совершать Евхаристию; Тайная Вечеря — установление церкви, мы христиане только тогда, когда мы пребываем в церкви и участвуем в таинствах.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, в воскресение по Рождестве Христовом, совершается память праведного Иосифа Обручника и Иакова брата Господня. Сейчас, может быть, не очень понятно, почему совершается такая память. Потому что, конечно, после великого Господского праздника обычно празднуются те лица, которые имели к нему наибольшее отношение. У нас уже праздновался собор Богоматери (“собор” тут значит специальное праздничное церковное собрание в честь Богоматери, это на второй день Рождества), а Иосиф Обручник еще не поминался, и его поставили на этот день.
Но исторически этот праздник праздновался совершенно иначе. В Иерусалиме 25 декабря (7 января — это перевод той же даты на юлианский календарь) не было датой Рождества Христова. В Иерусалиме очень долго не было праздника Рождества Христова 25 декабря, а в этот день был праздник Давида-царя и Иакова, брата Господня. А когда в VI веке, гораздо позднее, чем всюду, на этот день и в Иерусалиме поставили праздник Рождества Христова, то старый праздник не отменили, не забыли о нем, а тоже поставили недалеко от Рождества Христова, но сделали его переходящим, чтобы он выпадал на воскресный день, как мы сегодня и празднуем.
Какой же смысл этого праздника Давида-царя и Иакова, брата Господня, почему они празднуются в один день? И это тоже объясняется из литургии Иерусалима. Там не только праздновали разные праздники, но главным местом праздника всегда была какая-то особо для этого предназначенная церковь. Наш сегодняшний праздник всегда совершался в церкви Св. Сиона на Сионском холме, там до сих пор показывают место, которое условно называется могилой Давида. По преданию, именно там был похоронен царь Давид, и там же был похоронен Иаков, потому что он остался главным апостолом в Иерусалиме, хотя он не был из числа 12 апостолов.
Иаков стал первым епископом Иерусалимской церкви, сразу после Христа, до тех пор, пока его не убили иудеи. Он принял мученическую кончину, после чего первым епископом стал его родной брат Симеон. И когда он был убит, то христиане, конечно, почитали его мощи, и положили их туда, где был главный храм. А это тоже была церковь Сиона, и получилось, что в том месте, где уже был похоронен царь Давид, теперь был еще похоронен Иаков, брат Господень.
Кто же такой царь Давид, и кто такой Иаков? Иаков — это основатель Церкви новозаветной, а Давид — основатель храма ветхозаветного. Хотя храм построил его сын Соломон, но откровение о строительстве храма принял еще Давид, и он собрал строительные материалы, которые потом были использованы для строительства храма. И в Послании к Евреям именно царь Давид, а не Соломон поминается как строитель этого храма, который в историю вошел как храм Соломона.
И вот, храм ветхозаветный и храм новозаветный, что они обозначают собой? — Они обозначают собой церковь, которая всегда одна. Она одна не только в Ветхом и Новом Завете, она одна от Адама до второго пришествия. И она имеет своим центом Сион, откуда, как говорит псалмопевец, “приидет Закон”, то есть, откровение Божие.
И когда мы празднуем память основателей церкви, — а именно таков смысл сегодняшнего праздника Давида-Царя и Иакова, брата Господня, — мы празднуем и наше собственное пребывание в церкви. Потому что мы знаем, что для того, чтобы спастись, надо пребывать в церкви. Многие из нас читали Евангелие в свое время, до обращения в христианство. Может быть, читали не очень внимательно, может быть, в какой-то степени верили в то, что там написано, нам все очень нравилось, но мы там пропускали, пока не были христианами, очень важные места.
Христос ведь не просто говорит: сделай так или не делай того или этого, но Он говорит нечто мистическое, когда на Тайной Вечере Он раздает хлеб и вино и говорит, что это Его Тело и Кровь, и что кто не будет есть от этого Тела и пить из этой чаши, тот не будет иметь жизни со Христом. Это ведь тоже заповедь. Господь заповедовал творить это в Его воспоминание. И это не менее важно, чем все остальное, что Он заповедовал.
А мы понимаем, что из того, что он заповедовал, многое вообще неисполнимо. Например, там есть заповедь любить врагов, или любить ближнего — то, что в Ветхом Завете не заповедовалось, по причине неисполнимости для человека. Как же Бог может заповедовать неисполнимое, не издевается же Он над нами? То, что неисполнимо для человека, предполагает исполнимость для Бога, как Он сам, в одном случае, и говорит.
Когда ученики Его спрашивают: кто же тогда может спастись (в очередной раз увидев, насколько это все сложно и невозможно для человека), Он отвечает, что невозможное человеку возможно Богу, то есть Бог может нас спасти. Это чтобы мы могли совершать то, что возможно Богу и невозможно человеку, а именно это в Новом Завете подразумевается, если мы хотим иметь жизнь со Христом, и для этого мы должны иметь в себе Христа.
И для этого и установлена Тайная Вечеря. И Тайная Вечеря — это и есть установление церкви. По церковному преданию Тайная вечеря была совершена в Сионе. Как раз в той Сионской горнице, где затем проходил свое епископское служение Иаков, брат Господень.
Поэтому мы должны понимать, что мы только тогда будем христианами, когда мы в церкви. Конечно, в жизни каждого из нас могут быть разные обстоятельства. Можно попасть в тюрьму, можно попасть в какое-то пустынное место и долго там жить, тогда, конечно, мы не сможем приходить в церковь причащаться и исповедоваться. Но если это с нами произойдет, то по воле Божией. И это не вменится нам в вину.
Так Киприан Карфагенский, священномученик, утешал исповедников христианства, которые оказались на рудниках и жаловались, что не могут причащаться, будучи на этих работах. Он им писал, что вам и не надо это, вы — тут он цитировал апостола Павла — “принесли тела ваши в жертву живу, святу, благоугодну Господеви”. То есть то, что вы так страдаете и принимаете то, что вы переносите — это уже и есть ваше участие в Евхаристии.
Если же у нас, милостью Божией, нет особых обстоятельств: нас ноги носят и есть храм, куда мы можем прийти, то мы должны это делать. Если мы не делаем этого по нашему небрежению, то мы, конечно же, отпадаем от церкви и перестаем быть христианами, совершенно независимо от того, что мы сами думаем по этому поводу, или от того, что мы продолжаем хорошо относиться ко Христу или к Евангелию или к чему-нибудь церковному.
Христианами мы бываем только тогда, когда ходим в церковь. И не просто ходим в церковь, чтобы поставить свечи, например, а именно чтобы участвовать во всем богослужении, исповедоваться и причащаться. Постараемся так жить. И тогда мы научимся быть христианами, и, может быть, даже когда-нибудь научимся любить врагов.
Аминь.