Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память одного из великих святых богословов и святителей – святителя Софрония, епископа Иерусалимского. Ему приписывается запись жития Марии Египетской, но запись к нему отношения не имеет никакого, его причастность к Житию – это поздняя легенда, но, тем не менее, существование этой легенды говорит о большом авторитете Софрония Иерусалимского, потому что авторство важных духовных сочинений приписывают обычно тем людям, которых очень уважают.

Реальный епископ Софроний Иерусалимский был большим подвижником и богословом. Жил он в первой трети VII века. Его учеником был Максим Исповедник, который у него воспитывался в свои молодые годы, а, может быть, уже и не в самые молодые – ему где-то уже к сорока было. Как раз тогда началась монофелитская ересь. Константинопольский патриарх в 633 году даже не сам лично, а от имени императора издал указ, в котором вводилось такое понимание православия, такое понимание двух природ во Христе, которое практически было уступкой монофизитству именно через учение об одной воле во Христе.

И вот как раз в это время вскоре умирает Иерусалимский патриарх и новым патриархом избирают Софрония. Это произошло в 634 году. Получается, что первым делом, с которым он столкнулся, было начало ереси, которую начинает собственный император (а Палестина, Иерусалимский патриархат тоже был частью Византийского государства). Поэтому получается, что он оказался в центре такой смуты.

Когда ему пришлось выпускать окружное послание о том, что он взошел на престол, перед ним встала эта серьезная задача. Он должен был следовать обычаю: когда новый патриарх избирался, он должен был рассылать окружное послание, уведомляя об этом все остальные поместные церкви, и при этом надо было исповедовать правую веру. А правая вера вошла в конфликт с верой официального Константинополя — царя и тамошнего патриарха.

Поэтому его окружное послание 634 года оказалось большим богословским трактатом, где он обличает ересь монофелитства, объясняет, как правильно надо веровать во Христа, и подробно, подробно, подробно говорит о еретиках той эпохи, начиная с V века, с момента спора о Христе, до самого этого времени, когда было написано это послание. Таким образом, сразу начался конфликт, и он не побоялся в него вступить.

Дальше можно было ожидать разных последствий. Например, его могли сослать, низложить, но получилось все иначе. Вскоре неподалеку от Палестины началась война. Именно тогда мусульмане уже успели захватить весь Аравийский полуостров, уже “выплеснулись” из него и стали захватывать весь мир. Естественно, что они сразу начали войну в Палестине.

Было уже не до низложения Софрония. Византия пыталась отстаивать рубежи, но ничего не получилось, и после разгрома армии не очень далеко от Иерусалима на речке Ярмук вся Палестина была захвачена мусульманами. Таким образом, уже некому было низлагать Софрония. Вскоре мусульмане захватили Сирию, а потом Египет, и огромная Византийская империя потеряла большую часть своих территорий. Египет она потеряла навсегда, а Палестину и Сирию она отвоюет только через несколько столетий в X веке, чтобы уже вновь потерять в XI.

Вот почему же это произошло? Потому что это было наказание императору Ираклию за то, что он изменил православной вере. Сначала, когда пришел к власти этот император, Божия милость была с ним, хотя там было очень плохое положение, Палестина тоже была завоевана, только персами, но император всех победил. Дальше он захотел путем компромиссов и уступок в вере пытаться объединить религиозно разделенных своих подданных – монофизитов и православных. Причем, он это делал так, что умудрился поссориться и с теми, и с другими.

Вот не лезла бы государственная власть в эти дела – и было бы все тише. А так он настроил против себя и тех, и других. Именно поэтому монофизиты, которые чувствовали себя угнетенными, встретили арабов как освободителей, правда, потом об этом пожалели. Арабы, будучи мусульманами, поддержали всех, кто был против византийского императора, всем обещали золотые горы, что никто не будет страдать, и никого не будут принуждать к обращению в ислам. На самом деле они, конечно, этих слов не сдержали.

И вот, когда мусульманская армия вошла в Иерусалим, патриарх Софроний должен был встретить главу мусульман Омара ибн Хаттаба, и показал ему по его просьбе место, где стоял Иерусалимский храм. А это место не было у христиан святым, оно было в запустении, потому что оно было святым у евреев, а евреям было запрещено там молиться, собираться и устраивать там места культа. Это было запрещено еще римскими императорами, и в Византии продолжал действовать запрет.

Вот на это место пришли мусульмане и построили там знаменитую, до сих пор стоящую мечеть Омара, с огромным золотым куполом, которую можно увидеть на всех фотографиях Иерусалима. Ее как раз построили на том самом месте, который указал святой Софроний.

Архитектура этой мечети повторяла довольно точно архитектуру тогдашнего храма Воскресения и мартирия, а тот храм Воскресения, который сейчас там стоит, был построен уже в XI веке на месте разрушенного и имеет совсем другую архитектуру. И вот, уже в это время старенький, Софроний Иерусалимский встретил мусульман, а через год он умер, оставаясь в почете, и никто не мог его низложить.

О чем нам говорит это житие? Оно, как всегда, говорит о том, что надо полагаться на волю Божию. Надо стараться понять православное богословие — это необходимо тем, кто может — и, в меру понимания, надо стараться от него не отступать, тем более, не отступать из-за боязни каких-то конфликтов.

В жизни может быть так, что ты нарываешься на один конфликт, а настигнет тебя совершенно другой. Как и во времена Софрония ожидались одни проблемы от византийского императора, а пришли мусульмане, а с ними проблемы уже совершенно другие, и это уже совершенно другая история.

Вот так и в нашей жизни бывает – мы кого-нибудь боимся, не хотим идти на конфликт, но предположим, все-таки идем, если это надо, а потом получается, что этого человека и нет, или нет той силы, которая пытается на нас давить.

Так вот и бывает милостью Божией. Это не значит, что дальше никаких проблем не будет – наверняка будут. Но надо делать то, что требуется по заповедям, и отдаваться на волю Божию, считать, что то, что будет – будет для нас самым лучшим.

И вот этому учит пример святого Софрония Иерусалимского. Конечно, прежде всего, скажу уже в который раз, этот пример учит нас быть верными православию. Кто бы ни изменял православию, мы изменять православию не должны. И более того, в меру своих сил и понимания, мы обязаны препятствовать измене православию, разъяснять словом, в чем состоят заблуждения тех, кто изменяет православию. И если у нас есть какие-то рычаги власти и влияния, то мы их тоже должны использовать для защиты православия и не бояться того, что за это с нами сделают.

Аминь.