Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем память чуда о расслабленном, которое совершилось в купели с северной стороны Иерусалимского Храма, называвшейся Вифезда. О ней говорится, что она имеет «пять притвор», то есть пять портиков с колоннами. Она служила в основном для того, чтобы большие толпы паломников могли быстро совершить омовение и таким образом быть допущенными на территорию храма.
Одна большая купель была с севера, а другая – Силоамская – с юга. И на каждой из них происходило какое-то чудо: чудо о слепом, которое мы тоже вскоре будем вспоминать, — оно как раз совершилось на южной купели Силоамской. Все это вблизи храма.
Конечно, простое и поверхностное чтение этого рассказа о исцелении расслабленного уже тоже очень и очень полезно, потому что любой человек, ничего не знающий о Евангелии, мог понять разные вещи: насколько полезно ожидание и терпение, насколько велика помощь Божия и, наконец, то, что некоторые болезни бывают от грехов, и для того, чтобы не болеть, по крайней мере, этим болезнями, достаточно просто не грешить.
Подразумевается, конечно, не грешить особенно грубо, потому что вообще не грешить – это нереалистично. Это то, что можно понять при поверхностном чтении этого рассказа, и, повторю, что это очень и очень не мало, а, наоборот, много.
Но, конечно, здесь есть и более глубокие смыслы. Отчасти на них указывают всякие непонятные моменты в этом рассказе. Например, число 38. Почему 38? Почему не какое-то круглое число? Обычно, когда речь идет о подобном числе лет, то никто уже ничего не помнит и говорит, что примерно 40, или примерно 30, или вообще примерно 100, ну или хотя бы 50. А число 38 как таковое могло храниться только в одном случае: если оно имеет какой-то особый смысл — именно смысл символический. И здесь, конечно же, это так.
Потому что если мы будем читать Евангелие так, как читали его грамотные люди, — а Евангелие и для неграмотных, и для грамотных: неграмотные читали, как могли, и сейчас читают, как могут, а грамотные читали, узнавая все отсылки к Ветхому Завету, — то и мы увидим, что этот эпизод построен как один из последних эпизодов на пути Иисуса в Иерусалим и как один из последних эпизодов Исхода Израиля через пустыню (весь этот путь Исхода Израилева является предображением того пути, который будет совершать Иисус).
Народ Израильский шел под водительством Моисея и, самое последнее время, под водительством Иисуса Навина. И как Моисей, так и Иисус Навин прообразовательно указывали на другого Иисуса, который будет Мессией. И вот та сцена, о которой мы говорим сейчас, — это завершающая проповедь Моисея перед тем, как войти в Землю Обетованную. Об этом говорится во Второзаконии. И там как раз говорится, что не 40 лет блуждал израильский народ по пустыне, а ровно 38 (Втор. 2, 13).
Число 38 – это отсылка к Книге Второзакония, где говорится о том, как народ израильский под водительством еще Моисея дошел до берега реки Иордан, еще не переправлялся, и Моисей произносит свою прощальную речь о необходимости покаяния и очищения. Вот какая библейская подоплека в этом эпизоде. Конечно, можно еще много чего другого сказать, но главное примерно это – новый Моисей указывает новую цель. Там была Земля Обетованная, а здесь, у Иисуса, — особая земля святой горы, на которой стоит Иерусалимский храм.
Что же мы должны взять для себя из простого понимания и сложного, то есть более глубокого, символического понимания? Взять мы должны примерно одно и то же: пока мы находимся в этой жизни, мы все находимся на другом, восточном берегу реки Иордан, или, иначе говоря, по ту сторону от Храмовой горы, где пространство не священное, а совсем даже наоборот – всячески нечистое (купель для омовения нужно было также пересекать, чтобы перейти к Храму, как переходили через Иордан).
И нам надо для того, чтобы оказаться в Царствии Небесном, обязательно пройти очищение, которое невозможно без Бога, и которое обязательно требует от нас покаяния. Конечно, сами по себе мы совершенно не в состоянии этого сделать, поэтому мы лежим подобно этому расслабленному. И 38 лет – это срок нашей жизни, которая оказывается вот такой бесполезной и длительной.
Но она может моментально стать полезной, если только мы обратимся к помощи Божией. Потому что с помощью Божией все возможно, можно перейти этот Иордан – или эту купель, — получить там омовение и очищение от грехов, и тогда уже вступить в Землю Обетованную или на священную землю Храма. Такое для нас здесь оказывается научение.
Но для того, чтобы это все читать как обращенное непосредственно ко мне, нужно это все понимать. Конечно, все рассказы Евангелия, даже, на первый взгляд, самые простые истории с какими-то людьми, — они все имеют особый символический смысл. Иначе просто не было бы смысла их рассказывать, и никто бы их не стал запоминать и записывать. И этот смысл таков, что каждый из нас в отдельности может прочитать как что-то, что обращено лично к нему.
Поэтому то такими словами, то другими, то какими-то образами, историями, рассказами, то прямыми увещеваниями – всякими способами воздействует на нас Слово Божие. То через Писание, то через каких-то людей, которые нам что-то говорят, а то и непосредственно вдруг мы что-то понимаем – все это воздействия Слова Божия. А для того, чтобы его получать, надо быть открытым для Слова Божия, надо стараться в любой момент его услышать. Для этого надо иметь память Божию.
Обычно ведь бывает как? Обычно, если человек специально не учится по-другому, то у него в жизни возникает очень много разных поводов для того, чтобы о них заботиться, беспокоиться, волноваться, бояться и к чему-нибудь стремиться, куда-нибудь бежать. Потому что, вот, не успею, срочно надо бежать. И в этом проходит абсолютно вся жизнь. Все эти реакции являются нездравыми в разной степени, но здравыми из них не является ни одна.
И вот такой забегавшийся человек просто не может слышать Бога, ему элементарно некогда. Как мы не можем слышать своих близких, когда у нас столько забот в голове, даже если у нас со слухом все нормально, и они говорят громко, — так и Бога тем более не можем услышать, потому что Бог говорит тихо. Он хочет, чтобы Его специально слушали. Иногда Он говорит громко, но тогда лучше бы Он не говорил, потому что это для нас уже слишком экстремально. А когда тихо, то мы не слушаем.
Но вот если настроиться на то, чтобы слушать тихое, тогда мы будем и все эти рассказы читать как обращенные к нам, и, более того, даже всякие события, которые повседневно встречаются в нашей жизни, мы тоже будем считать как Слово Божие, обращенное к нам, и наставление для нас о том, что нам делать. Но для этого нужно еще одно условие: нужно не просто не спешить куда-то бежать и как-то мысленно обращаться к Богу, а нужно это делать с молитвами. То есть некий молитвенный настрой должен быть всегда.
Вообще говоря, если уж мы каким-то образом стали верующими людьми, то мы где-то в себе либо сейчас ощущаем, либо ощущали когда-то, если у нас такой есть в жизни опыт, непосредственное присутствие Божие, что к Богу можно обратиться. Вот это и составляет основу христианской жизни. Точнее говоря, это составляет основу молитвы, памяти Божией. А что как не молитва, не память Божия может быть основой христианской жизни? Конечно, ничто другое. Если этого не будет, то все остальное не поможет.
Если у нас будет все остальное, а этого не будет, то будет какая-то псевдо-христианская жизнь, которая на нас же и обвалится, как здание без фундамента, в которое мы заселимся жить, потому что вроде как он стоит, — а потом оно нас и накроет. И вот так бывает со многими людьми, которые без веры приступали к христианской жизни. Кто-то успел убежать из разрушающегося здания собственной веры, а кто-то и не успел.
Надо просто спокойно жить — пусть даже не просто в плохом здании, а даже и на открытом воздухе за невозможностью пока обзавестись каким бы то ни было зданием, — но лишь бы это было на основании веры. И тогда абсолютно все, что встречается в нашей жизни, будет служить построению нашего дома душевного, как выражаются некоторые святые отцы. Все будет абсолютно на пользу – «вся поспешествýет во благая» – тем, кто имеет память Божию и стремится к Богу.
Поэтому главное не терять собственной связи с Богом. Тогда мы будем понимать и Евангелие, и просто нашу повседневную жизнь. А если этого не будет, то мы тоже будем понимать, но неправильно – лучше бы тогда и вообще не понимать.
Будем все-таки стараться с Богом все понимать.
Аминь.