Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник Преображения Господня, о котором святой Григорий Палама говорит не только в Слове, читаемом нами сегодня, но и в других своих творениях, что Господь явил Свой свет, и свет этот нетварный – это свет божества. И вот хотя бы это важно понимать, но, конечно, все гораздо глубже, гораздо больше. И чтобы хоть немного сказать о том, что есть за пределами этого, придется сделать это кратко.

Почему Господь появился  в белых ризах? Почему там Моисей и Илия? Что это означало на том языке, на котором написано Евангелие – на языке библейского символизма? Белые блистающие ризы – это была Скиния, то есть небесный Храм. У Израиля в пустыне скиния была в виде шатра, и небесный Храм тоже изображается как небесная Скиния. А почему именно скиния, а не просто храм?

Потому что было пророчество у пророка Амоса, и оно было в то время, когда пришел Христос, отнесено ко Христу. В нем говорилось, что когда придет Мессия, то Он восставит павшую скинию Давидову. Скиния Давидова – это тот же самый Храм, который был в пустыне еще до строительства Храма, и его восставление означало воскресение. То есть Мессия должен был воскреснуть. Об этом говорит апостол Иаков в Деяниях Апостольских: он не употребляет таких слов, что Христос воскрес, а говорит словами пророка, что Господь восставил упавшую скинию Давидову.

Упавшая скиния Давидова, которая, однако, воскресла, и являет сейчас Преображение: Господь указывает на то, что Он воскреснет. Поэтому в сегодняшнем богослужении говорится, и христианская Церковь никогда об этом не забывала, что воскресшая Скиния была показана ученикам в уверение будущего Воскресения Христова, и Скинией является Христос. Его Тело – это Храм, Скиния. В силу этого пророчества и в силу того, что Он Сам говорит о Себе как о Храме — «в три дня разрушу и в три дня восставлю» —здесь Он ничего не говорит, а являет Себя как Храм.

Почему рядом оказывается Моисей? Моисей оказывается потому, что на горе Синайской (а здесь гора Фавор, которая исполняет ту же самую функцию) он видел Небесную Скинию, которая была ему показана для того, чтобы по образу ее была создана земная скиния, чтобы он объяснил мастеру, как надо делать ее. Поэтому сейчас и является рядом со Христом тот, кто видел первым Небесную Скинию – Моисей.

Почему является Илия? Потому что Илия, как и Енох, был взят колесницей огненной на небеса в ту самую Скинию. Что значит колесница огненная? Это престол Божий. Колесница сама перевозила Скинию – точнее, Ковчег Завета, — и эта колесница Божия является, конечно, сама Богом, потому что Царство Небесное не состоит из каких-то вещей тварных, а состоит только из Самого Бога, который Сам для Себя является ковчегом, колесницей, скинией и храмом. И вот таким образом, как свидетельствует колесница и, следовательно, алтарь, ковчег небесного Храма, является здесь Илия.

Апостолы это видят и сами не понимают сначала, что они увидели, но поймут потом. Как поймут? Об этом нам отчасти говорит Григорий Палама, когда он объясняет в читанном нами сегодня Слове, что апостолы, как и Моисей в свое время на Синае, испытали это преображение извне, а Господь явил его изнутри Себя. То есть Он его не испытал пассивно, а Сам Себя преобразил пред ними. Он оказался в том виде, который более соответствует Его природе, а не в том, который соответствует божественному истощанию, снисхождению.

Апостолы хоть и испытали тогда преображение со стороны, но это было для того, чтобы они дальше смогли его испытать изнутри. Как говорит Григорий Палама, да и другие святые, к тому, что сейчас было извне — когда еще не было установлено Таинство Евхаристии, еще не была совершена Господня Жертва, — те апостолы приобщатся тогда, когда облекутся силою свыше. Тогда уже будет Евхаристия, Жертвоприношение Христово, и сами они уже тогда будут освящены – получат силу от Святаго Духа.

И вот это состояние апостолов, которое не было у них до Преображения, но которое потом уже после Воскресения Христова у них появилось – это то состояние, как объясняет Григорий Палама и другие святые отцы, которое есть у всех верных, причащающихся в Церкви. Поэтому у нас внутри, если мы причащаемся в истинной Церкви, уже есть Царствие небесное. Потому что Христос в нас присутствует не просто так, как присутствует во всех людях Бог, и тем более не так, как Он присутствует во всем, что существует, потому что ничто не может существовать вообще, если в этом не присутствует Бог, но по природе во всех людях Он присутствует особым образом. А в христианах Он присутствует еще более особым образом – а именно, они сами являются Телом Христовым, хотя  сами они от этого, может быть, отпадают, отрекаются, и могут отпасть совсем. Но не должны отпадать, а должны восходить от силы в силу, и тогда Преображение Господне будет познаваться ими изнутри самих себя.

Поэтому Фаворский свет святые подвижники видят уже не так, как апостолы со стороны в момент Преображения, а они его видят изнутри себя. Вот это объясняет нам Григорий Палама, когда говорит, какая связь между нетварным светом Преображения и нетварным светом, который видят наши подвижники. Это то, что мы должны понимать просто для того, чтобы быть христианами, не впадать в разные ереси, и оставаться христианами в нашей обычной жизни.

Бывает ведь так, что мы не впадаем в какие-то особенные ереси, которые отлучили бы нас от христианства, а от христианства мы отлучаем все равно сами себя даже без помощи какой-то специальной ереси. Если мы предаемся всяким мыслям, которые затягивают нас в быт, или какие-нибудь страхи, или какие-нибудь скотские радости, то, конечно, мы отпадаем от христианства даже и без ереси.

А как не отпадать? Если человек позволил себе и не хочет избавляться от той жизни, которой живет мир вокруг, то никакого рецепта уже здесь не надо – здесь уже совершенно точно отпадение. Надо спохватываться на любой стадии, но отсекать те мысли, которые делают тебя частью этого мира. Надо понимать, что внутри нас есть более важные вещи, чем наши скорби, страхи или дурацкие удовольствия. Есть более важное, чем даже тот мир, которым мы повседневно живем, и если его отнять, то мы умрем физически. Тем не менее, это не самое важное, что есть в нашей жизни, потому что физическое наше существование, как мы теоретически знаем, не самое главное в нас.

А есть Царство Божие, которое пришло в силе, и нам теперь тоже к нему бы прийти. Но этот путь для нас – путь внутренней жизни. Поэтому когда мы знаем, что внутри нас есть Господь, Который выглядит так, как показал Своим Преображением, что внутри нас есть Фаворский Свет и Скиния, даже если мы этого не видим – как говорит апостол Павел, чтобы уж расставить точки над «i», мы сами являемся храмом Божиим, в котором и воссиявает тот самый нетварный свет Преображения, — то тогда вызывают недоумение мысли о том, чтобы чего-то пугаться в мирской жизни, чему-то в ней огорчаться или, наоборот, чем-то сильно увлекаться и радоваться. Когда у тебя есть какая-то большая радость, то какое-то маленькое радостное событие ты особо и не замечаешь.

Надо за все благодарить Бога, конечно, и не только за радости, а и за скорби тоже, но не стремиться ни к тому, ни к другому – ни к радости, ни к скорбям. Если мы живем жизнью мира, то мы живем иначе – стремимся к чему-то приятному, получаем их, чтобы в них больше погрязнуть, подсаживаемся на эту дозу наркотика всяких мирских удовольствий, а потом у нас все это отнимается, мы становимся рабами всей этой жизни. Мы попадаем в ситуацию хуже, чем белка в колесо – круговорот удовольствий и скорбей, как пишет Максим Исповедник. Удовольствия появляются и исчезают, а мы живем ожиданием и радостями их появлений, мыслями как их достигнуть, скорбями, когда они исчезают, стремлением их вернуть.

Но ничего этого не надо, а то, что на самом деле надо, то не исчезает, если только мы сами не захотим этого изгнать. А то, что на самом деле надо, то и показал Господь в Своем Преображении.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)