Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Адамово изгнание из рая — привнесение в человечество смерти; заповедь не вкушать плода познания имеет несколько смыслов; важно научиться добродетели воздержания; падать в обморок от поста — это грех; чрезмерное пощение бывает от гордости; привыкать к посту надо постепенно; пост — это психотропное (изменяющее сознание) средство, его нам прописывает церковь; душевное состояние изменяется медленно; как поститься, если причастие вечером; главным делом христианина должно быть христианство.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня у нас последнее воскресенье перед Великим Постом, воспоминание Адамова изгнания из рая. Мы слышали сегодня в богослужении, в синаксаре на утрене, что это событие стоит первым в ряду событий падения человеческого рода, привнесение в человечество смерти, а потом и спасение через Иисуса Христа, обожение и конечное восстановление. Но эти события будут темами последующих воскресений Великого поста и Пасхи. А сегодня – Адамово изгнание из рая – имеет еще другой смысл этого воспоминания, а именно, что Адам нарушил одну заповедь – не вкушать некоего плода. Смысл этой заповеди был в том, чтобы не касаться того созерцания и познания Божия, которое было для человека несвоевременно, которое он должен был получить постепенно и последовательно, получив сначала другое и, прежде всего, научившись слушаться воли Бога, а он этого не сделал и сразу хотел схватить конечный плод познания, чтобы стать как Бог по искушению дьявола. Но помимо этого заповедь имеет еще другой символический смысл – эта заповедь была о посте, о необходимости иметь воздержание.

Конечно, в раю человек не был одержим никакими грубыми порывами плоти, как, например, хотеть есть и т. д. Поэтому воздержание не могло распространяться на голод или другие физические явления, но оно все-таки было главной заповедью, которой не хотел держаться наш прародитель. Главное – это стремление получить себе самое лучшее. А что может быть лучше Бога? Это и заповедано нам, для того мы и созданы, чтобы стать Богом. Но не для того, чтобы самим себя сделать Богом – это невозможно. И тем более, здесь невозможна жадность и упреждение воли Божьей.

Чтобы этого не было, мы должны научиться важнейшей добродетели, на которой основаны все остальные и без которой вообще никакой другой добродетели не бывает – это воздержание. И вот такая тренировка воздержания – это пост. Самое главное воздержание, которому мы должны научиться – это воздержание духовное. Духовному научиться трудно. Чтобы научиться чему-нибудь трудному, но необходимому, надо начинать с чего-нибудь легкого. Вот легкое воздержание – это телесное воздержание, и самое заметное – воздержание от еды. Конечно, воздержание от дыхания было бы тоже очень хорошо, но это затруднительно. Потому что дышать надо много и часто, иначе человек очень быстро умирает, но что касается воздержания от еды, то здесь очень большое поле для учения и — нужно и это отметить — экспериментов.

Некоторые люди очень увлекаются как-то нарочито поститься, с ними происходят не всегда хорошие вещи. Я уж не говорю, что физически можно где-то ненароком упасть в обморок – и это, кстати, будет неправильно, это будет грех. Надо поститься разумно, а если мы постимся как-то более, чем по нашим силам, то нами руководит не разум, а, скорее всего, гордость, что вот я такой, я могу то, могу это, могу не есть, могу поститься – я такой крутой аскет. Это, конечно, не является христианскими чувствами, и, соответственно, за это мы можем быть наказаны.

Поститься нужно умеренно. Конечно, есть некоторая мера устава, которая почти для всех современных людей неисполнима, хотя некоторые наши прихожане ее исполняют (но не я, я не могу). Так вот, по афонскому уставу, который у нас сейчас принят, на первой седмице Великого поста нужно поститься так: до пятницы ничего не есть и не пить, только в среду причаститься, а для совсем немощных хотя бы до вечера среды ничего не есть. Но боюсь, что и это не совсем нам дано. Поэтому, может лучше обратиться к иерусалимскому уставу, кстати, более древнему, когда в течение всех недель поста пост одинаков: в будние дни надо есть, конечно, без мяса, молочного, но и без рыбы, растительного масла и даже без вареной пищи, то есть не есть нормальную еду, а есть сырые и консервированные овощи, хлеб, а из горячего только чай и кофе, но не суп. Такой режим питания называется сухоядЕние, и он распространяется на все будние дни Великого Поста. Это совершенно нормальный режим пощения для тех, кто может и кто привык, а субботу и воскресенье разрешено вино и елей. Кроме того, дважды в течение этого Великого поста разрешается рыба – на воскресенье перед Пасхой (Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье) и на праздник Благовещения. Это правило для людей здоровых, которые не страдают ни заболеваниями желудочно-кишечного тракта, ни диабетом, ни психическими расстройствами, связанными с пищей, — булемией и анорексией. Надо очень индивидуально подходить к посту, особенно тем, кто страдает диабетом и другими серьезными болезнями.

Но как нам поститься, если мы более или менее здоровы? Если мы раньше совсем не постились, но при этом верующие, что сейчас сплошь и рядом встречается, то когда-то уже надо начинать поститься. Но с чего начинать? Ни в коем случае не надо начинать с того, чтобы поститься строго по уставу. Хорошо, если не есть совсем мясного и молочного, но как-то ограничить употребление рыбы. Если это и так уже является привычным, то тогда, конечно, лучше поститься уже ближе к уставу – без рыбы, но с елеем (растительным маслом). Если и это стало привычным и не составляет затруднений, то еще ближе к уставу – без елея, но с вареной пищей. Можно сварить картошку, она сытная. Но уж если и это все тоже привычное, то не есть нормальной пищи, а ограничиться чаем с чем-нибудь, то есть перейти на сухоядение.

Почему так важно входить в пост постепенно? Когда происходит резкое изменение — мало того, что это может иметь последствия для здоровья, в конце концов, здоровье – не главное, — но это очень сильно двигает голову. На самом деле, пост является одним из древнейших психотропных средств, то есть средств, изменяющих сознание. Мы знаем, что психотропные таблетки продают в аптеках по рецептам, их назначает врач, и если нарушить дозировку или принять их не по назначению, то последствия будут совсем не те, которые мы ожидали. Так же и пост. Его нам Церковь прописывает. Есть общее указание на церковный устав, для чего нам пост нужен – это вроде того, что бывает написано в инструкции к лекарству о назначении и побочных эффектах. Побочные эффекты могут быть и у поста тоже. И для того, чтобы правильно поститься, нужно понять, что соответствует моему душевному состоянию. И один из приемов этого понимания — не менять резкоту жизнь, которую раньше вел, а продвигаться постепенно. И вот тогда будет поститься приятно и легко.

Еще раз хотел бы напомнить, как надо поститься к причастию, если причастие вечером. По церковному уставу надо с утра просто ничего не есть. Если кто-то сильно болен – диабет, язва желудка и т.д. – то тогда утром надо что-то съесть, но стремиться съесть как можно меньше и как можно раньше, не позднее, чемза 6 часов до причастия. Шесть часов — это примерный отрезок времени, это традиция, которая в уставах не записана.

И, наконец, самое главное. Пост – это такое время, когда мы должны настроиться на то, чтобы заниматься нашим христианством как главным делом жизни. Обычно наше главное дело жизни для кого-то работа, для кого-то семья, для кого-то просто пойти в кино и отдохнуть после этой самой ненавистной работы и так далее. Но если мы христиане, то у нас главным делом жизни должно быть христианство. Но как же это сделать, если это не получается? Ведь очень много еще дел в жизни. Для чего мы хотим христианство? Для чего мы молимся и приходим в храм? — Чаще всего, для того, чтобы нам можно было меньше страдать от того, что у нас не получается жить так, как мы хотим, а еще для того, чтобы у нас появилось еще больше возможностей жить так, как мы хотим, вне каких бы то ни было духовных интересов. Что совершенно не по-христиански.

Мы приходим и молимся, чтобы нас миновали какие-то беды, чтобы у нас были какие-то житейские блага. Но мы понимаем, что это неправильное отношение к христианству. А где же взять правильное, если его нет? Просто захотеть и стать христианином невозможно. Для этого нужен действительно долговременный курс лечения психотропными средствами, главным из которых является пост. Психотропные средства – это средства, меняющие психику. Надо стараться поститься и следовать церковной жизни, как она предписывается. Причащаться вечером, постясь целый день, стараться слушать богослужения Великого поста, которые очень назидательны, стараться слушать Великий канон и так далее. Читать духовные книги тоже хорошо, но важно старатьсячитать именно святоотеческие книги. Потому что мы знаем, что многие люди, которые называют себя православными и которые даже являются священниками и епископами, тоже пишут всякие книги. Книги эти бывают хорошими с переменным успехом, и не всегда мы можем разобраться, что нам на пользу, а что нет. А доверять можно только Святым Отцам. Если современный автор пишет в их стиле – хорошо, но относиться надо критически. И к моим словам тоже надо относиться критически. Все надо сверять со Святыми Отцами и никому доверять больше не следует.

И тогда, Бог даст, будем поститься постом приятным, приятным Богу — то есть таким, какой Бог от нас примет.

Аминь.