Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память Иоанна Предтечи – один из двух главных дней его памяти, его рождество. И сегодня мы читали в Евангелии о том, как это все происходило. А что надо знать о самом Иоанне Предтечи для того, чтобы это не просто было для нас познавательно и полезно, но чтобы это было именно для нашей души? Нужно знать то, о чем он учил, чему учил и от чего отучал. То, что было нужно людям тогда, то нужно людям и сейчас, и нам в том числе.

Он разбивал жизнь, которая была у добропорядочных людей. Они участвовали в богослужениях, жертвовали на храм,  старались совершать какие-то добрые дела, а он им говорил, что они порождения ехидны, и спрашивал, кто их научил бежать от будущего гнева. К чему он их призывал? Он их не призывал уходить в пустыню, хотя сам жил в пустыне. Это было можно, но это не то, с чем он обращался ко всем. Даже его ученики не жили с ним в пустыне, он был там один. А ученики жили нормальной жизнью, хотя и довольно аскетической, но не такой, как он сам. Он говорил, что нужно принять крещение покаяния, которое не было обязательным по Закону Моисееву, в знак изменения своей жизни, для получения от Бога сил.

Обычные люди, хотя Закон Моисеев не располагал к этому, верят в Бога, не отрицают Бога, но они хотят от Него каких-то благ для того, чтобы им жить так, как они жили. В какой-то степени это нормально, потому что когда младенец рождается, то он тоже очень эгоистичен, он любит только тех и то, кто и что ему дают какие-то блага в его понимании. Сам он в этот период от животного не отличается. Но этот период надо перерасти.

Да, Господь дает нам какие-то блага, которые соответствуют нашим интересам как животным. И если мы этих благ получать не будем, то мы вообще умрем. Но если мы хотим получать их получше и побольше, то Господь тоже здесь нам помогает. Для чего? Для того, чтобы мы знали, что Он нам вообще помогает. Чтобы мы поняли, что есть Податель этих благ, Который важнее любых благ, потому что Он Сам является их источником. И нам надо стараться жить так, как Он хочет. И вот тогда все меняется.

Жить в согласии с волей Божией – это жить с Богом. Жизнь с Богом заключается не в том, чтобы ее обезопасить, украсить ее благами, но в том, чтобы  не жить своей жизнью, а жить другой жизнью. Вот в этом Бог и поможет тебе. Почему и Христос говорит про Иоанна Предтечу, показывая этим, что на его примере можно научиться чему-то очень важному: нудится Царствие Божие и нудящие  восхищают е. «Нудитися» — это «брать силой», а там употреблен такой глагол, который обозначает взятие приступом городов. Царство Небесное подобно городу, который надо взять приступом.

С кем же мы воюем, чтобы взять Царствие Небесное? Кто защищает его от нас, не дает нам его взять? Конечно, бесы, действующие через наши дурные привычки, через наши страсти. И если мы хотим пойти туда, куда нас зовет Иоанн Предтеча, принять крещение покаяния и изменить свою жизнь, то это значит, что мы будем хотеть в своей жизни чего-то другого, нежели просто жить как некие человеческие животные.

Мы должны хотеть жить с Богом, теми интересами и теми целями, которые ставит нам Бог, и о которых мы не знаем. Какие нам Бог поставит цели, такими мы и должны жить, и ничто другое нас и не должно интересовать. И только для этого мы должны просить помощи Божией.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)