Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем воспоминание события, которое для многих загадочно и непонятно. И оно описано в наших главных источниках – Евангелиях от Марка и от Луки и в Деяниях апостольских – противоречиво и так, что даже не очень можно понять, когда оно произошло. Если мы читаем Евангелие, то там в тех чтениях, которые Церковь понимает как описание Вознесения (и поэтому они были прочитаны сейчас за литургией и за утреней), Вознесение происходит прямо в сам день Воскресения, в самый первый день Воскресения. А в Деяниях апостольских говорится, что по прошествии сорока дней, когда Господь являлся ученикам. Но в ранней Церкви эти сорок дней считали не так, как мы сейчас считаем — прямо от дня Пасхи, и после сорока дней получается сегодняшний четверг, – а считали, начиная через неделю после Пасхи. То есть после Пасхи, конечно, но Пасха для них продолжалась неделю, и через неделю начинался отсчет. И получалось, что все на неделю позже. И до конца IV века вообще всюду, а в конце IV века много где праздновали праздник Вознесения внутри праздника Троицы, может быть, за несколько дней до праздника Троицы, в частности, была Троицкая суббота, связанная с этим праздником. И поэтому, например, у Григория Богослова мы не находим проповеди на Вознесение Господне, потому что отдельного праздника не праздновали. А праздник был только на Пятидесятницу, и поэтому слово Григория Богослова на Пятидесятницу цитирует сегодняшний, то есть вознесенский, синаксарь. Вот уже это непонятно, как это разрешать, как там было исторически, совершенно никто не знает.
В чем сама суть события? Понятно, что если бы была так важна хронология, то церковное Предание ее сохранило бы. Значит, она не так важна, но суть-то, конечно, важна, раз церковное Предание сохранило и рассказы, и празднование самого этого события, хоть оно сейчас празднуется отдельно, а раньше праздновалось внутри праздника Пятидесятницы.
Суть в том, что Христос вознесся с плотью, что Он должен был не просто воскреснуть, и в результате воскресения, таким образом, появиться телесно на земле. Этого было недостаточно, Он должен был вознестись. То есть Он должен был обитать с плотию там, где обитали, уже раньше, вознесшиеся другие. А кто еще вознесся в Ветхом завете, до Христа? Прежде всего, Енох и Илия и, согласно многим преданиям, Моисей. Потому что могилы Моисея тоже нет, и есть в то же время раннехристианские, точнее, еще иудейские рассказы о том, как его погребли ангелы, и что он тоже вознесся на небо. Недаром во Втором пришествии Христос является с двумя свидетелями, один из которых – точно Илия, а другой – по разным преданиям по-разному – либо это Енох, либо Моисей. И недаром в Преображении, когда показано устройство небесного Храма, и главной его святыней – скинией – является сам Христос, который преображается, рядом оказываются Моисей и Илия, то есть те, кто раньше вознесся.
Что же это за пребывание? Это пребывание с плотию в Боге, с обОженной плотию в Боге. Потому что с той плотию, с которой люди рождаются, невозможно пребывать в Боге, как мы все хорошо знаем. Но та плоть, которая дается нам в причастии, имеет совершенно другие свойства. Именно поэтому, в частности, в каждой частичке Причастия находится полностью Тело Христово. Когда оно делится (есть много разных церквей, где совершается причастие, и в каждой даже одной церкви причастие делится на частички), то делится оно неделимо. Что это означает – неделимо? То, что в каждой частице оно оказывается целиком. Христос проходил сквозь двери, и Тело Христово имеет совсем другие свойства, когда оно проявило славу своего божества, с которым оно было соединено. И наша задача – тоже стать Телом Христовым, чтобы наше тело тоже было соединено с Божеством. И мы должны не просто умирать и воскреснуть, но мы должны иметь то свойство тела, которое бывает в обожении, то свойство тела, которого не бывает у тела, но которое есть у Божества и которое сообщается нам. Нам – это значит не только душе, но и телу, и это свойство означает пребывание с Богом, пребывание в небесном Храме, хотя бы даже и одновременно с пребыванием на земле. О том, что будет на земле, нам говорит Апокалипсис – что вся земля будет храмом. Она будет Новым Иерусалимом, а в Новом Иерусалиме особого отдельного храма нет, не положено, потому что весь этот город является храмом.
Вот к чему нас отсылает сегодняшнее событие. Это апокалиптическая тема. Апокалипсис нам больше показывает, куда вознесся Христос и для чего нам это надо. Если коротко, то примерно так, как я сказал, в плане описательном. А в плане нашем личном, аскетическом, можно еще кое-что добавить. А именно, апостол Павел говорит, что «жизнь наша сокрыта со Христом в Боге». Жизнь наша сокрыта – от кого она сокрыта? Она сокрыта от тех, кто смотрит по плоти. От тех, кто смотрит по-мирски. Если мы сами смотрим духовно, то она не сокрыта.
Господь вознесся туда, откуда Он не отлучался, о чем говорит сегодняшнее богослужение. Он вознесся – вернулся к Отцу, но Он оттуда не отлучался, потому что там и сидел все время, со Отцем. Но в то же время Он действительно и отлучался, и вернулся. Так же и жизнь, которая в нас уже началась, если мы христиане. Да, мы подвержены различным неприятностям, которые здесь бывают, но на самом деле мы подвержены, к сожалению, только одной по-настоящему неприятной вещи (все остальное – это не неприятности) – это грех. Тление произволения, как говорят святые отцы, когда мы уклоняемся на страну далече. Все остальное мы переживаем, если мы христиане, так же, как Христос. Он тоже был подвержен всяким стеснениям, страданиям, в конце концов, смерти. Но при этом жизнь в Нем никогда не прекращалась, и Его тело не было прославлено, пока оно не воскресло, не было это со стороны известно, кроме тех, кто присутствовал при Преображении. Но оно всегда имело в себе эти свойства, только они были сокрыты. А в Преображении они оказались открыты, но не для всех.
Так же и мы, участвуя в жизни Церкви, приобретаем в своем теле те же самые свойства. Именно на этом основана вся наша молитва, то, что мы должны заключать ум в своем сердце и молиться «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного». Именно в этом сила этой молитвы, точнее говоря, в этом сила любого нашего обращения к Богу и того, что мы в течение всей своей жизни, даже специально к Богу не обращаясь, постоянно себя Богу предаем. И поэтому, пока мы преданы Богу, то и не боимся ничего. И всегда мы понимаем, что только для нашей пользы и для нашего очищения еще проходим этот жизненный путь. Но когда мы отвлекаемся на то, что нас услаждает и что нам очень приятно, мы теряем Бога и потом уже совершенно никак не можем защититься от того, что с нами происходит дальше. Как совершенно никак – то есть своими силами. А если обратимся к Богу, то тогда опять можем.
Сегодняшний праздник указывает нам на ту жизнь, которая уже реально началась в нас, если мы члены Церкви. То есть она не когда-нибудь в будущем только будет, а уже сейчас началась. Потому что Церковь уже сейчас служит в небесном Храме, куда вознесся Христос. И никакого другого смысла богослужения просто нет. Если мы хотим жить там, то пожалуйста. Если мы все-таки хотим увлекаться разными нашими житейскими пристрастиями или, наоборот, страхами, то и результат будет соответствующий. Получится, что мы не получим того, что получают христиане, просто в силу того, что сами перестанем быть христианами. А если мы предадим себя Богу, как говорится в богослужении каждый день «и весь живот наш Христу Богу предадим», то тогда все будет так, как бывает в Теле Христовом, которое сегодня возносится на небо.
Аминь.
епископ Григорий