Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем память всех от века почивших православных христиан, и сегодня один из двух главных дней года, когда мы совершаем память всех от века почивших, хотя таких дней очень много, не говоря о том, что и каждый день поминаются усопшие. Один из двух главных дней – день перед Пятидесятницей, а другой – это день в Неделю о Страшном Суде. Там был свой смысл в особом поминовении усопших, а сегодня свой.
Сегодня смысл тот, что мы участвуем вместе с усопшими в даровании Святаго Духа. То есть тоже становимся причастниками этого дарования, тоже его получаем. Вся Церковь, не разделяясь на земную и небесную части, участвует в принятии Святаго Духа. Как говорилось об этом в раннехристианских рассказах, Дух Святый сошел так же и на тех, кто находился уже в загробном мире.
Поэтому празднование Пятидесятницы всегда включает в себя и особое поминовение усопших. Так же, как и Пасха включает в себя особое поминовение усопших. А можно сказать и так, что Пятидесятница и Пасха – это один большой праздник, как это всегда подчеркивалось в раннем христианстве, и он включает особое совместное празднование с усопшими.
И не надо думать, что оно ограничивается сегодняшним днем – оно так же будет продолжаться завтра. Если мы будем внимательно слушать коленопреклонные молитвы дня Святаго Духа, то там мы обязательно услышим и о поминовении усопших — среди них есть и заупокойная молитва.
Таким образом, будет правильным сказать и то, что мы богослужением сегодняшнего дня начали празднование Пятидесятницы. Конечно, когда мы празднуем самое главное, что у нас есть, а самое главное, что у нас есть – это Церковь, то есть Святые Тайны, Дарование Святаго Духа, без которого не произошло бы преложение Святых Даров, и не произошло бы преложение наших собственных разрозненных тел и душ в Церковь Христову, которая есть Тело Христово, — тогда, конечно, мы вспоминаем и усопших. Все они участвуют в этом же торжестве с нами.
Поэтому, конечно, будем стараться вспоминать наших усопших всегда в течение всего года, каждый день, но особенно собираться в такие дни. Чтобы и когда мы умрем, было кому нас помянуть, надо нам стараться использовать это время, пока мы живы, для того, чтобы поминать наших усопших. Конечно же, мы даже не можем сказать, кому от этого больше пользы – усопшим нашим или нам, в том, что мы их поминаем.
Мы поминаем их, они поминают нас – так вот и устанавливается христианская жизнь. Христианскую жизнь никогда нельзя ограничивать личными отношениями с Богом, потому что просто личных отношений с Богом не бывает. Не бывает христианской жизни без личных отношений с Богом, но не бывает христианской жизни только из личных отношений с Богом (как это бывает у протестантов, и отношения эти не самые лучшие, как можно догадаться).
А в православии должны быть личные отношения с Богом у каждого, но не только личные, а такие, что участвуют и все остальные христиане, у каждого из которых тоже личные отношения. А Бог у всех-то один. Поэтому оказывается, что у всех отношения друг с другом. Но эти «друг с другом» не ограничиваются с теми, кто живет сейчас, а включают тех, кто жил раньше, и тех, кто будет жить в дальнейшем, потому что, когда мы молимся о всех святых – будет у нас и такое празднование, — подразумеваются и те, кто еще только будет.
Мы смотрим из вечности, и нам неважно кто, где и как расположен во времени. Где-то во времени на земле жили вместе одни люди, а с другими не пересекались, но в Церкви, в вечности мы все едины, и поэтому всегда поминаем всех. В частности сегодня поминаем усопших.
Аминь.