Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы скажем несколько слов  о Субботе Акафиста. Праздник Субботы Акафиста, как видно из богослужения, совершенно смешался с праздником Благовещения, стал его тенью. Основные стихиры, которые мы сегодня слышали за богослужением на вечерне, они тоже из праздника Благовещения. Даже сам Акафист потерял свою первую строфу, которая теперь стала тропарем Субботы Акафиста, и только вначале завтрашней утрени она будет звучать – «Повеленное тайно прием в разуме», — и получил вместо нее «Взбранной Воеводе». Но прошло еще несколько столетий с момента чуда об акафисте — а это 626 год, осада хазарами, — и исконный старый кондак Благовещения был вытеснен Акафистом. Поэтому  у нас сейчас кондак Благовещения «Взбранной Воеводе». Вот так эти службы переплетались в истории.

Сам акафист появился в VI веке в Константинополе, и сейчас нам не очень понятно, с какими именно событиями это было связано, но именно тогда стало считаться, что Константинополь посвящен Божией Матери, а раньше этого не было. Акафист был уже готов, когда в 626 году совершали Крестный ход по стенам Константинополя, чтобы отбиться от варваров, обращаясь к Богородице.

Потом, когда произошло это чудо, и счастливым образом осаждавшие были разбиты, потерпели поражение на море от самого моря, и тогда, поскольку это была пятая суббота Великого поста, было установлено нынешнее празднование, и стали петь Акафист уже в рамках ежегодного богослужения.

Но главное, что вспоминается сегодня, что Константинополь – это город, который посвящен Богоматери. Потом другие города, которые стали новыми Константинополями, например, Киев, Новгород, тоже оказывались посвященными Богоматери именно в подражание Константинополю. В кондаке «Взбранной Воеводе» греки до сих пор поют так, как изначально было: не «восписуем Ти раби Твои, Богородице», а «восписует Ти град Твой, Богородице», — от имени города Константинополя.

Но недаром такая перемена слов была возможна. Подстановка других слов состоялась еще на византийской почве, потому что те люди, которые не могут себя идентифицировать с городом и петь Богородице от имени горожан, все равно обращаются к Ее покровительству. Это очень существенно для нас, христиан: мы обращаемся не только к Богу, но и к той, которая дала Ему плоть, сделала так, чтобы Бог стал плотью. Другими словами еще говорят: обращаемся к новой Еве.

Была Ева прежняя, и, как говорится в сегодняшнем песнопении, а оно же и песнопение Благовещения, «солгася древле Адам, и Бог возжелев быти, не бысть: Человек бывает Бог, да Бога Адама соделает». То есть Адам обманулся в древности, захотел быть Богом, но не стал им, а вот теперь Бог становится Человеком, чтоб сделать Адама, то есть человека, Богом. Он не сотворяет какую-то плоть новую, не повторяет Акт творения, а берет ту, которая была сотворена в свое время, но берет ее в самом чистом виде – от Богородицы.

Поэтому такое отношение к Богородице не только Бога, но и христиан, неизбежное. И если кто-то не верит, что спасение – это обожение (а такие люди есть — например, протестанты), то они и Богородицу не почитают. А если они почитают Ее как-то по-другому, то это, может быть, чувственное, неправильное почитание, как у католиков.

Правильное почитание не делает Ее со-искупительницей или богиней рядом с Господом Иисусом Христом, но делает Ее предстательницей нас, мы сами с Ней отождествляем себя, Ее устами мы сами молимся Богу. Поэтому мы с таким дерзновением обращаемся к ней: Пресвятая Богородице, спаси нас.

И вот в чистом виде такой праздник почитания Богородицы – это завтрашний. Конечно, есть еще праздники в честь икон Богородицы, которые тоже по-своему важны, каждый из них связан с каким-то очень важным событием, но есть праздники, где Богородица вспоминается в связи с какими-то очень важными событиями нашего спасения – Успение или Благовещение. А праздник, где мы специально ей молимся о ее заступничестве – это вот как раз завтрашний. Поэтому он такой торжественный, и надо постараться не упустить возможность завтра помолиться и прочитать Акафист.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)