Богослужение праздника Рождества Иоанна Предтечи приравнивается к богослужению двунадесятых праздников; в народном сознании обычно почитаются те праздники, с которыми связаны какие-то бытовые обычаи, а если обычаи забываются, то и праздник исчезает; мы обязаны понимать, что если мы хотим жить церковной жизнью, то мы должны жить с церковным календарем; праздник Рождества Иоанна Предтечи связан с праздником Рождества Христова; всегда нужно стараться причащаться на церковные праздники; необходимо стараться возрождать церковный календарь в своей собственной жизни, а через это сама наша жизнь будет возрождаться.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем празднование Рождества Иоанна Предтечи. Если мы посмотрим Церковный Устав, то станет понятно, что это праздник очень значительный, потому что богослужение этого праздника приравнивается к богослужению двунадесятых праздников. Таких праздников всего лишь два: два праздника Иоанна Предтечи и праздник апостолов. Во всяком случае, он равен празднику апостолов с точки зрения богослужебного устава.
Таков характер сегодняшнего богослужения согласно церковному уставу, и если прийти в церковь, то можно увидеть, как совершается это богослужение. Но в народном почитании почему-то все наоборот. Конечно, этот праздник выделяется из повседневности, люди, которые постоянно ходят в церковь, не против прийти лишний раз и на этот праздник, но серьезного понимания, зачем этот праздник нужен, у народа нет совершенно.
Люди обычно почитают те праздники, с которыми связаны какие-то бытовые обычаи. Не почитали бы ни Пасху, ни Рождество, если бы с этими великими христианскими праздниками не было связано много домашних обычаев, многие из которых совершенно не христианские, как, например, объедаться и напиваться. Но, тем не менее, эти праздники еще как-то знают.
Кроме того, знают какие-то праздники, в которых есть личная заинтересованность: это собственные именины, если человек мало-мальски воцерковленный, или, если человек прихожанин какого-то храма, храмовый праздник. Кроме этого в народе почитаются какие-то святые, которые, конечно, важны и тоже в Царствии Небесном не последние, но, в любом случае, они не более значительны, чем Иоанн Предтеча. Вот, например, святитель Николай почитается широко и повсеместно, народ на его праздник стремится прийти заранее, а пророк Иоанн Предтеча далеко не таков. Почему же это так происходит?
Происходит так потому, что с сегодняшним праздником, несмотря на все его догматическое, историческое и богослужебное значение, не связано никаких специальных народных обычаев. Конечно, в средневековье были развиты языческие обычаи празднования — Ивана Купалы, например. Слава Богу, что сейчас об этом почти уже забыли, и в нашей городской среде обычая такого уже нет. Но когда не стало обычая, то вообще уже ничего не осталось от праздника; если нет этих бесчинных обрядов, которые составляют для “православного” народа весь интерес праздника, то тогда зачем такой праздник и нужен? Вообще, даже вопрос не возникает такой – зачем праздник нужен: люди просто не помнят, что он есть, это перестает быть чем-то значимым.
Но мы стараемся быть истинно-православными христианами и должны по-другому относиться к богослужению. Тогда мы обязаны понимать, что если мы хотим жить церковной жизнью, то мы должны жить с церковным календарем, потому что в церковном календаре есть те указания относительно важности праздника, которые соответствуют богослужебному уставу. Он формируется в соответствии со Священным Преданием, и место каждого праздника в церковном календаре отражает его действительное значение в духовной жизни как всех христиан вообще, так и в нашей личной, если мы хотим, чтобы эта жизнь развивалась правильно. Поэтому, если в календаре великий праздник, то нам надо праздновать.
Действительно, сегодняшний праздник прямо связан с датой Рождества Христова — 25 декабря. Потому что если Рождество Христово 25 декабря, то Благовещение и зачатие Христа 25 марта, а так как считается, на основании Евангелия от Луки, что от зачатия Христа до зачатия Иоанна Предтечи разница составляет шесть месяцев, то получаем сегодняшнюю дату. В средневековье эта дата колебалась между 24 и 25 июня, сейчас она установилась на 24 июня. Она установилась в связи с тем, что установился праздник Рождества Христова. А человек, который приходит в церковь только раз в году, вспоминая о празднике Рождества Христова, совершенно не может понять, зачем нужен праздник рождества Иоанна Предтечи.
Богослужебный год устроен так, что основные праздники структурируют весь год и присутствуют на всем его протяжении так или иначе. С Рождеством Христовым связан и праздник Благовещения, и сегодняшний праздник, и праздник зачатия Иоанна Предтечи, который чуть меньше первых, но тоже важен. Он совершается по церковному календарю в конце сентября, а по светскому – в начале октября.
Поэтому православные христиане вспоминают Рождество Христово не один раз в году, а постоянно; многие праздники нам об этом напоминают, в частности, сегодняшний. Так мы видим в самом нашем календаре, в череде праздников связь времен и устройство Священного Предания, и если мы это видим, то сами входим в церковную жизнь, а церковные праздники входят в нашу. Когда мы не понимаем календарь, когда мы зависим от каких-то народных обычаев — еще хорошо, если они не языческие и не антихристианские обряды, а просто нейтральные обычаи или обычаи местного прихода: это лучше, чем ничего, но это очень неполноценная жизнь.
В этом случае мы будем годами ходить и не понимать, что с нами в Церкви происходит. Собственно говоря, с нами ничего и не будет происходить, потому что значительная часть того, что мы будем слышать в Церкви, будет проходить мимо наших ушей даже и в том случае, если мы будем это запоминать. Если мы будем относиться внимательно и старательно, то для нас, конечно, будут очень значимы и такие праздники, с которыми ничего такого народного не связано, как сегодняшний праздник Рождества Иоанна Предтечи.
Поэтому будем выносить из этих праздников еще и такой урок, что для нас богослужебный календарь важнее, чем какие-то обычаи, которые мы унаследовали пусть даже от православных наших предков. Мы должны понимать, что праздники апостолов важнее, чем праздники святителя Николая, а сегодняшний праздник Иоанна Предтечи важнее, чем праздники апостолов; стараться сообразно важности праздника прикладывать усилия для того, чтобы в этот день причаститься. Это вообще должно быть нормой на праздники, но мы не всегда можем по самым разным причинам, в том числе и уважительным, этой норме соответствовать. Но будем стараться.
Если мы не можем исповедоваться и причаститься в этот день, то тогда надо как-то праздновать дома – прочитать тропарь и кондак этого праздника, обычно в молитвословах они есть, тем более что сейчас в интернете есть вообще все. Все молодые люди сейчас живут в интернете больше, чем где бы то ни было, и хоть какую-то пользу надо из этого извлекать.
Будем стараться возрождать церковный календарь в своей собственной жизни, а через это будет возрождаться наша собственная жизнь.
Аминь.