Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня у нас замечательный праздник, о замечательности которого мало кто знает, хотя если послушать просто слова богослужения, то уже понятно, что он замечательный. Особенно понятен эксапостиларий – «днесь весна благоухает, и новая тварь ликует». Именно сегодня особый день, который открывает весь этот весенний период, а через это и весь богослужебный год. Чем он такой особенный? Тем, что он имеет символизм и восьмого дня, потому что если считать дни от Пасхи, то это восьмой, и вечного дня, который первый и единственный.

Это восьмой день семидневного периода – седмицы, — который означает вечность. Поэтому сегодня такое особое торжественное богослужение. А с точки зрения богослужебного года надо сказать, что сегодня первое торжественное воспоминание Воскресения Христова, которое совершается еженедельно. Таким образом, сегодняшний праздник показывает нам, что такое воскресный день.

Почему еженедельно у христиан такой большой праздник? Даже дисциплинированные и сознательные христиане не всегда понимают, насколько он большой, а церковный устав это показывает. Например, когда очень большой праздник — такой, как Успение или любой другой богородичный праздник — попадает на воскресение, то в качестве главного богослужения идет богослужение воскресное. То есть воскресное все равно важнее. Хотя психологически для большинства людей это совершенно не так даже в истинно-православной Церкви. Но надо, чтобы психологическое приходило в соответствие с церковным уставом, потому что именно в нем смысл.

Для христиан совершенно нормально быть каждое воскресенье в Церкви, причащаться и участвовать в таинствах. Недаром есть правило Вселенского собора, что те, кто более трех недель не участвует в этом без уважительной причины, по своему нерадению, нежеланию, тем самым себя отлучают от Церкви. Есть люди, которые не могут так часто причащаться по уважительным причинам (не могут технически добраться до Церкви, живут далеко или болеют), есть люди, которые работают по воскресеньям – к ним не применяется это правило буквально, это все уважительные причины. А есть люди, у которых причина в их несознательности.

Конечно, от несознательности к сознательности перепрыгнуть в один прыжок не всегда удается, и надо искать кочки посередине. И большинство прихожан  у нас так и прыгают по этим кочкам, и это гораздо лучше, чем никуда не двигаться или упасть и утонуть. Но разные люди имеют просто разные внутренние резервы для того, чтобы что-то сознавать. И скорости разные, и воспитание, и пределы возможностей. Конечно, все это сказывается, и нельзя применять все эти правила совершено механически без икономии – никогда так не было, нет и не будет, надеюсь.

Но о чем вообще нам говорит это правило? О том, что пропустить воскресную службу до крайности ненормально. Если пропускаем три воскресные службы, то это означает, что мы показали себя не принадлежащими к Церкви. Насильно никого нельзя отлучить, все сами себя отлучают. Бог хочет всем спастись, чтобы все были в Церкви. Посмотрим, что обычно мешает прийти людям в церковь, если это не уважительные причины?

Что можно делать вместо этого? Спать и отдыхать дома. А что будет полезного в этом? Можно ведь сначала съездить в церковь, а потом, уж если так надо, то днем поспать и отдохнуть – это гораздо лучше. А что происходит на даче, какая там польза? Съездил на дачу или поболтался на какой-то экскурсии – это неимоверное духовное обогащение? Это больше, чем посещение церкви и причастие? — Либо – да, либо – нет.  Если нет, то зачем туда ехать, если да, то зачем тогда ходить в церковь? Ходи всегда на дачу тогда и  не отвлекайся от этого.

Вот такие и аналогичные вопросы каждый способен себе задать. Да, есть обязанности какие-то по отношению к семье, но и тогда воскресное богослужение должно быть хотя бы в рудиментарном виде – что-то ведь я сам могу, послужить и помолиться. Это могут и должны делать все, кто не может прийти по уважительной причине.

Есть одна единственная неуважительная причина у всех, кто не приходит: много интересных дел, а церковь не такое интересное дело. Или если засидеться допоздна за какими-то интересными делами, то потом уже не встать. Конечно, не надо выносить всем приговоры, потому что бывают психические расстройства у людей, при которых они не могут затормозить накануне, не могут прийти вовремя, да и вообще дойти до церкви – не всегда люди виноваты, и люди все разные. Но мы все равно должны понимать, как надо. И насколько это зависит от нас, с нашими ограничениями, мы должны все-таки стремиться это делать.

И если так стремиться всегда служить в воскресенье какую-нибудь службу – в церкви или дома, – то мир заиграет как, говорят, солнце играет на Пасху. И тогда Пасха будет продолжаться весь год. Это и есть главное церковное средство для того, чтобы мы весь год праздновали Пасху, Воскресенье Христово – каждое воскресенье, каждую неделю. Никто не может нас этого лишить, даже если мы не можем дойти до церкви. А уж если можем, то тем более.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)