“Лествица” Иоанна Лествичника и отречение от мира; богослужения Великого Поста для всех людей, а не специально для монахов;для большинства людей церковь — это одна из фирм, которая предлагает средства для улучшения жизни; церковь совершенно не для того, чтобы кому-то улучшать быт; болезни — ответ на молитвы и средство для достижения Царствия Небесного; христианство должно стать единственным интересом в нашей жизни.
Сегодня, в четвертое воскресение Великого Поста, мы совершаем память святого Иоанна Лествичника. И как во все воскресения Великого Поста, мы не просто совершаем память того или иного святого — для этого у нас есть другие дни, — а церковь предлагает нам какое-то особенно важное и особенно важное именно в Великом Посту воспоминание. Что это за воспоминание, которое связано с Иоанном Лествичником? Конечно, оно связано с той книгой, которая дала прозвание самому этому святому, то есть книгой, которая называется по-славянски “Лествица”, а по-русски это название надо было бы перевести как “Лестница”. Эта книга символически представляет лестницу добродетелей, по которой восходят от земли на небо, и каждое “слово”, то есть каждая глава этой книги называется “степень”, то есть “ступень”. И последняя ступень — это спасение и полное обожение, чтобы человек стал Богом и исполнил свое предназначение, ради которого он существует. Святые Отцы говорят: “Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом”, — но это последняя ступень Лествицы, а первая ступень называется отречение от мира. Потому что нельзя взойти на небо, если мы не хотим отречься от земли.
Кажется, что это все очень понятно, если так посмотреть. Но на практике это оказывается чрезвычайно непонятно. Поэтому многие люди даже и не знают, что это за Лествица такая, что это за книга. А если они возьмутся ее читать, то им будет трудно, но это такие трудности, которые надо преодолевать. Может быть, если раньше Святых Отцов совсем не читали, то лучше будет не с Лествицы начинать, а скажем со святого Игнатия Брянчининова, который подводит к чтению Святых Отцов. Но если кто-то может, то лучше сразу с Лествицы и начинать, и стараться читать ее не один раз, а перечитывать и запоминать, о чем там сказано.
Но в чем же там самое главное отличие от того, что обычно думают о христианстве? Как нам надо изменить свой взгляд на мир, свой взгляд на христианство, чтобы начать понимать Лествицу? “Нам” — это не каким-нибудь там монахам, а всем тем людям, которым предлагаются богослужения Великого Поста. Ведь Великий Пост и сегодняшнее богослужение предлагаются абсолютно всем людям, а не каким-то особенным монахам, поэтому Лестницу нужно читать всем. Хотя всем по-разному нужно подходить к исполнению того, что там написано. Но по-разному подходить к исполнению — это не значит, что кому-то вообще не нужно исполнять. Исполнять нужно всем.
Но чем же это отличается от нашего обычного представления о христианстве? Люди интеллигентные обычно говорят так: конечно, наверное, хорошо стать Богом, но сначала нужно стать человеком, и зачем я буду становиться Богом, если я еще не научился быть человеком? А люди менее интеллигентные, но столь же скептические по отношению к настоящему христианству, — они начинают читать про отречение от мира и говорят: а вот мы не монахи, зачем нам это все нужно, отречение от мира? А вместо этого они приходят в церковь, они, может быть, даже причащаются и исповедаются, или, по крайней мере, если они этого не делают, то они свечки ставят, прикладываются к мощам, берут святую воду, пьют ее, как-то ей поливаются, квартиру всю свою обрызгивают до невозможности, а потом, может, говорят, что “не помогает”. Конечно, еще хуже, когда говорят, что помогает, такое тоже бывает,но все-таки чаще говорят, что не помогает. И некоторые обижаются на церковь, а большинство как-то специально не обижаются, а просто теряют интерес, потому что я вот хожу в церковь, я беру эту святую воду, ставлю какие-то свечки, какие-то деньги приношу, вообще трачу свое время на то, чтобы пойти, а жизнь моя не улучшается. Я болею, дети тоже какие-то плохие, непутевые, и как все было, так и остается. И толку, в общем-то, никакого нет, что я хожу в церковь.
И люди, если они сильно не обижаются, — а большинство все-таки не обижаются, — они просто охладевают. Походил, походил — не помогло, потом в газете прочитаю объявление про колдунов— пойду туда. Или прочитаю книжку какого-нибудь Норбекова, о том, как стать здоровым. То есть церковь совершенно в том же самом ряду, что и все эти рекламируемые средства для облегчения себе жизни. Церковь тоже ведь себя рекламирует. Поэтому у людей, которые потребляют рекламу, это все встает в совершенно определенный ряд. Надо перепробовать разные средства, может быть, какое-то и поможет. Одна фирма предлагает одно средство для улучшения жизни, вроде бы убедительно, — попробовал, но не помогло. Тогда я посмотрю, какая тоже убедительна, еще попробую у другой фирмы. И церковь просто оказывается одной из бесчисленных фирм, которая тоже предлагает средства для улучшения жизни.
Но как я тут уже имел случай сказать: есть только одна фирма, которая предлагает средства для улучшения жизни и не обманывает, — те, кто продает героин. Вот когда употребляет человек, то он имеет четкие ощущения, что все хорошо. А все остальное имеет свои недостатки, и тут надо просто выбирать.
Значит, получается, что церковь не помогает. А почему она не помогает? Конечно же, потому, что она не для этого. Церковь совершенно не нанималась, — и не за это берет пожертвования, которые в нее приносят, — чтобы кому-то улучшать быт. Может быть, кому-то действительно надо его улучшать, и тогда церковь здесь может помочь. А зато еще кому-то надо ухудшать, и церковь тут тоже может помочь. Потому надо понимать, что если мы обращаемся к церкви, то может быть, мы навлекаем на себя, наоборот, какие-то бедствия. Потому что мы обращаемся к Богу, чтобы Он нам дал вечную жизнь, царствие Небесное, — только за этим, на самом деле, мы и должны обращаться к церкви. Мы хотим, чтобы Он нам дал Царствие Небесное. Но при этом мы сами для него не хотим ничего делать. Но мы Его просим, чтобы Он что-то сделал для нас. И Он может для нас что-то сделать, даже и тогда, когда мы сами не хотим делать ничего, — например, послать болезнь. И когда Он нам пошлет болезнь, то мы потеряем возможность делать что-то такое, что нас отвлекало от поисков Царствия Божия. Она позволит нам задуматься, сосредоточиться на себе, у нас появится свободное время — поневоле. И люди через болезнь очень часто приходят к Богу и даже становятся святыми. Хотя свободы воли никто не отменяет даже и в болезни. Потому очень часто бывает, что люди в болезни начинают роптать и становятся еще хуже. То есть Господь Бог послал им болезнь, потому что она могла их как-то направить в Царствие Небесное, но все-таки Господь ничей воли не насиловал, и какие-то люди даже в этой ситуации смогли сделать свой выбор против Царствия Небесного, и тогда уже не поможет им даже болезнь.
Поэтому, если мы приходим, мы должны понять, что мирского мы не получим. Может быть сейчас, чтобы мы могли как-то облегчить нашу жизнь, чтобы мы могли задуматься, и чтобы нам стало посвободней в голове, Господь в чем-то и облегчит наше положение, — если мы сейчас Ему помолимся, если оно действительно тяжелое. Или пошлет нам какие-то средства, в том числе и материальные, чтобы мы могли узнать что-то полезное для нашего спасения или что-то сделать. Но даже если это и произойдет, то потом у каждого из нас обязательно будет другая ситуация, в которой нам будет полезно нечто противоположное, и тогда Господь пошлет нам болезни, пошлет скорби, пошлет утрату какого-нибудь имущества. А может быть, Он уже и сейчас сразу пошлет скорби — именно потому, что мы пришли в церковь помолиться. Потому что Он хочет нашего вразумления, хочет, чтобы мы спасли не временные свои несчастные жизни, которые ничего не стоят, а именно вечную свою жизнь, которая стоит как раз очень многого, и за которую Христос умер, как Он сам это сказал и апостолы объяснили.
И поэтому, если мы приходим с таким намерением, если мы начинаем это понимать, то в нас начинает совершаться отречение от мира в истинном и духовном смысле этого слова, о сути которого говорит Иоанн Лествичник в своей книге, в самом ее начале.
И надо, во-первых, стараться это понять, — что мы приходим к Богу. Мы не приходим к какому-то шарлатану, который обещает нам всякую ерунду, а потом не дает. Мы не приходим к какому-то даже честному, но человеку, который действительно если захочет нам что-то дать, то он на самом деле даст. Здесь другая ситуация: мы приходим к Богу.
Конечно, Бог тоже если захочет нам что-то дать, то непременно даст.Но это далеко не то, что мы у Него просим, а то, что Он сам считает нужным нам дать, то, что полезно для нашей жизни вечной, а не для временной, потому что полезное для жизни вечной и полезное для жизни временной — это во многом вещи противоположные.
Сама жизнь временная нам нужна, и Господь ее поддерживает, но она является не целью, а средством, средством для жизни вечной. И Господь нам для поддержания временной жизни дает только такие средства, которые, в свою очередь, сделают это средство более эффективным, — более эффективным для достижения жизни вечной, а не для того, чтобы подольше прожить и жить повеселее. Совершенно не в этом смысл христианской жизни.
Поэтому будем стараться понимать святоотеческое христианство. Потому что хотим мы этого или не хотим, будем мы стараться его понимать или не будем, но христианство есть только одно, и оно только святоотеческое, а все остальное подделки. Если мы будем приходить к истинной церкви, то мы будем встречать только истину, а истина — это именно то христианство, о котором говорят Святые Отцы. Будем стараться преодолевать затруднения перед чтением Святых Отцов, перед чтением настоящей аскетической литературы. Будем стараться узнавать, в том числе и в богослужении, о том, как нам следует жить. Особенно много об этом говорится в Великом покаянном каноне Андрея Критского. Просто если его слушать, и если еще хотя бы примерно Библию знать, которая там все время поминается, то тогда вообще можно никаких других книг не читать — в принципе, там все объясняется. Но конечно, лучше читать еще и другие книги. Вот будем стараться это делать. Понимать, что может быть это не то христианство, за которым мы изначально пришли, думая получить в церкви что-то полезное для каких-то своих в тот момент обозначившихся земных интересов. Но это то христианство, которое гораздо важнее любых наших интересов, и которое должно стать в результате нашим не просто главным, а единственным интересом в жизни. Аминь.