Чтобы стать мучеником, нужно простить своих врагов. Если мы будем внутри держать злость и обиду, то в искушениях мы будем ломаться и отпадать от Бога, т.к. не получим Его помощи. Одно из первых, в чем надо каяться и с чем надо бороться, это обида или вражда.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем память святой Людмилы, княгини Чешской, которая во многом была подобна нашей святой Ольге, но для другой страны, для Чехии; но в чем-то у святой Людмилы в жизни вышло иначе, потому что ей пришлось претерпеть от язычников мученическую кончину. И приняв мученичество, она стала равноапостольной и, вместе со своим внуком святым Вячеславом, стала одной из тех, кто привел свой народ к христианской вере.
Но что нужно для того, чтобы стать мучеником? Об этом говорит нам сегодняшнее Евангелие. Там говорится, что для этого необходимо прежде всего простить своих врагов. Вообще говоря, сегодняшнее Евангелие больше всего говорит о том, что Господь исполняет любые наши желания, если мы просим с верой; но дальше Господь объясняет, что это означает, хотя при невнимательном чтении может показаться, что речь там о другом. На самом деле, сказав, что любые наши просьбы будут исполнены, если у нас будет вера (понятно, что здесь подразумевается, что наши желания не противоречат воле Божией, потому что с верой мы можем просить только того, что соответствует вере, т.е. соответствует воле Божией), Господь говорит, что даже прося с верой, мы можем не получить просимое, потому что есть некоторое необходимое условие, только при исполнении которого Господь нас будет слушать. И это условие — прощение наших врагов. То есть если мы сами будем прощать и не будем ни на кого держать внутренне вражды или хотя бы обиды, то тогда и Господь нас услышит. Об этом говорится многократно, очень во многих местах Святого Евангелия.
И в частности, чтобы нам не отпасть от веры во время гонений и сподобиться принять мученическую кончину, мы тоже должны уметь прощать наших врагов. Точнее, уметь мы этого не можем, но, прося у Господа на это вразумления и сил, мы можем их получить. Мы должны сами хотеть это сделать, и тогда Господь поможет нам действительно сделать это. И недаром в житиях святых описаны такие случаи, когда некий человек был очень мужественным, готов был претерпеть мучения за Христа, но из-за того, что не хотел простить своих врагов, он отпадал во время мучений. Вот так все время и бывает, потому что наше нежелание прощать наших ближних это всегда такая внутренняя гниль, которая непременно приведет к тому, что мы, если и не сами собой, то под ударами обязательно сломаемся; а часто это настолько успевает прогнить, что мы ломаемся и без всяких ударов, или если нас просто кто-то слегка заденет, а уж если не заденет, а ударит всерьез, то мы сломаемся точно.
Поэтому надо, конечно, думать и о возможности преследований, от которых никто из нас не застрахован, и о всяких искушениях, среди которых мы постоянно живем, и надо понимать, что если во всех этих искушениях мы будем предоставлены сами себе и будем жить так, как захотим, мы совершенно точно отпадем от Бога. Не обязательно это будет выражаться в нашем внешнем отпадении от Церкви, хотя это тоже очень возможно; но может быть, снаружи будет и не заметно, что мы отпали от Бога, но внутри это будет очень даже заметно. Поэтому конечно же мы должны думать о том, что мы находимся в постоянной опасности отпадения и вообще в какой-то степени мы и не знаем, отпали мы или нет; а потому надо стремиться всегда к тому, чтобы быть с Богом. А что здесь главное?
Мы можем сказать, что, конечно, важны молитва и покаяние. Конечно, без покаяния молитвы не будет; но в чем каяться, с чего начинать? И вот, самое главное и заметное, с чего надо начинать покаяние, это то, что мы имеем на кого-то вражду или обиду. Причем обида может быть на людей, а может быть и на обстоятельства, хотя это тоже на самом деле прикрывает обиду на людей: “Почему это вот так все получилось?” Но кто в этом виноват? Если мы хотим кого-то обвинить, кроме себя, то понятно, что таким образом в том, что получилось что-то не так, мы обвиняем либо других людей, хотя и не очень сознательно, либо Бога; но в любом случае мы находимся на ложном пути, и ничего хорошего из этого не выйдет. Надо прежде всего каяться в этом. Потому что если мы живем сами по себе и привыкли, по крайней мере внешне, следовать христианскому образу жизни, то пока нас никто не дергает и не беспокоит, наша жизнь имеет благообразный вид, и нам очень трудно понять, что с нами происходит, трудно понять, в чем мы должны каяться, и вот, даже приходя на исповедь, мы не знаем, в чем нам каяться. Но надо смотреть на ситуации, в которых нас кто-то или что-то задевает, и смотреть, какие это в нас поднимает чувства. Конечно, мы всегда должны смотреть в какой-то сложной ситуации, как можно тут практически исправить положение, какие надо сделать из этого выводы, — греха тут нет, и наоборот, если в таких случаях об этом не думать, то это будет небрежность и поведение, свойственное не людям, а животным. Но когда у нас появляются мысли, что вот, кто-то там виноват передо мной, когда появляется какая-то горечь или неприязнь, то тогда дело плохо, и мы должны в этом каяться.
Вот, начинать надо с этого, и мы должны понимать, что пока раздражители вызывают у нас такие реакции, хотя бы только внутренние (а бывает, что и наружи это проявляется), у нас, значит, в жизни нет никаких других насущных проблем, кроме одной — постараться с помощью Божией избавиться от этих мерзких состояний. Потому что если мы будем отходить в мир иной, а у нас будут всякие обиды, то мы будем в состоянии отделения от Бога, а значит, мы и там окажемся от Него отделенными, потому что там уже поздно с Ним пытаться соединиться. Поэтому надо очень бояться того, чтобы держать на кого бы то ни было даже не то, что злобу, а и скорбь или обиду. Аминь.