Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Очередная годовщина присоединения к Истинной Церкви. Мало находиться в Церкви — надо жить по-христиански. Почему важно избегать праздности.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, в день памяти святых апостолов Варфоломея и Варнавы, а также в день памяти святых мучеников, которые пострадали в 1900 году в Китае во время Боксерского восстания (их там было более 200), мы совершаем еще и особенную память для нашего прихода. Потому что именно в этот день семь лет назад, в 1997 году, наш приход официально присоединился к Зарубежной Церкви, 24 июня. В этот день состоялся переход в РПЦЗ отца Александра, и это и является официальной датой нашего перехода. И хоть Зарубежная Церковь тогда уже представляла собой образование разлагающееся, и конец ее был совершенно неминуем — это было видно и на тот момент не вызывало уже никаких сомнений, — но все-таки в ней еще оставалась Истинная Церковь, которая была захвачена предательской по отношению к православию администрацией, и уже ничего поделать было нельзя. Но мы понимали, что российские приходы находятся в другом положении, нежели эта администрация, которая тогда уже шла путем предательства, и что не только наш приход находится в таком положении, и что Зарубежная Церковь может послужить временным прибежищем для нас, для того чтобы дальше нам как-то участвовать в восстановлении Поместной Российской Церкви. Действительно, так это и произошло, потому что спустя всего лишь два года мы уже присоединились к Российской Православной Церкви, в которой находимся до сих пор и на основе которой, как мы все надеемся — и на это позволяет надеяться события, происходившие в последние годы, — будет воссоздаваться Поместная Российская Церковь вместо той, которая была окончательно разрушена в результате событий, последовавших после 1917 года, а по сути была разрушена уже синодальным строем и более ранними смутами и насилием по отношению к Церкви со стороны светской власти. Но мы должны понимать, что несмотря на то, что церковные организации могут быть весьма дурного качества и могут разрушаться, но Церковь в них все-таки сохраняется, хотя возможно, что в какой-то отдельной церковной организации она все-таки исчезнет, как была когда-то Православная Церковь в Иране, например, или в Северной Африке, но теперь там уже давно ее нет; но в России милостью Божией такого все-таки не произошло. И хотя с тех пор, как в России возникла Православная Церковь, происходило очень много церковных смут, и хотя с тех пор произошло отпадение почти всех когда-то бывших членов Российской Церкви от православия, но все-таки, пусть и в очень малой степени, Российская Церковь сохранялась всегда, сохраняется и поныне, и можно надеяться, что она сохранится и впредь.

Поэтому для нас 24 июня нового стиля — это такая дата освобождения, потому что в этот день мы наконец-то вышли из Египта. Ведь до того мы все были в Египте, потому что хотя большинство из нас к тому времени уже перестало причащаться в Московской патриархии, но к Истинной Церкви не присоединилось и оставалось без Святых Таинств, во временном положении, из которого, конечно, нужно было выходить как можно скорее. И вот, несмотря на то, что с тех пор, после 1997 года, произошло и сейчас еще происходит в Зарубежной Церкви — а это события, конечно, катастрофические, — несмотря на все это наш приход смог этого избежать и устоять в Истинной Церкви. И конечно, все это очень хорошо и важно, но нам, прихожанам, надо думать о том, как бы это не оказалось бесполезным для каждого из нас, потому что польза от того, что мы находимся в Истинной Церкви, для нас бывает только тогда, когда мы живем как истинные христиане, т.е. тогда, когда мы не просто исповедуемся и причащаемся и не просто делаем это регулярно (хотя без этого, конечно, пребывание в Истинной Церкви никакого смысла не имеет, это необходимо), но стараемся постоянно молиться, постоянно каяться и следить за своими грехами, — ну, а этого, в свою очередь, нельзя делать, если мы не будем постоянно избегать праздности, даже в отношении каких-то наших деловых обязанностей — по работе, в семье и т.д. Потому что эти обязанности имеют не только то значение, какое они имеют в быту, но имеют гораздо более важное духовное значение лично для нас. Потому что если мы не утруждаем свое тело и свой ум (что тоже немаловажно) какими-то работами, то они впадают в праздность, ум наш рассеивается и еще менее оказывается способным к молитве, чем был до этого. Поэтому мы должны просто очень бояться остаться без дела.

Бывает, очень часто люди говорят: “Вот, я сижу и не могу сосредоточиться, у меня не идет молитва”. Или говорят, что на них нападают какие-то страхи, дурные мысли, — и как с этим бороться? А надо смотреть на то, что предшествовало такому состоянию и бороться с тем, что предшествовало, — и тогда не будет возникать такое состояние. А что ему обычно предшествует? Обычно это рассеяние. А рассеяние обычно возникает на почве праздности, когда мы или слишком наотдыхались и сильно развлеклись, или, может быть, увлеклись какими-то положительными переживаниями, эмоциями, которыми увлекаться нельзя точно так же, как и отрицательными, и потеряли контроль над собой, а после этого нас, естественно, охватывают помыслы совсем другого рода, которые нам уже неприятны. Вот, чтобы этого не было, чтобы нам так не отвлекаться и не развлекаться, надо следить за собой, и первейшее средство для этого, хотя одного его и не бывает достаточно, — это не быть в праздности, ни в коем случае не опускать какие-то обязанности, которые на нас возложены, и вообще стараться не сидеть без дела, кроме того времени, которое нам необходимо для отдыха (и в это время лучше спать, чем просто сидеть праздно), а все остальные виды отдыха должны быть по возможности активными, чтобы, с одной стороны, это был отдых от тех дел, которыми мы занимались раньше, а с другой стороны, это должна быть просто какая-то другого рода работа. Тогда и духовно мы будем здоровее, и физически это тоже полезно.

И вот, будем молиться особенно сегодняшним святым, чтобы пребывание в Истинной Церкви, чтобы приход в нее, который совершился для большинства из нас из Церкви не истинной (а для всех остальных это совершилось просто из безбожной жизни) — чтобы все это совершилось для нас не зря, чтобы получить плод, который есть Царствие Небесное. Аминь.