Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем особый праздник в честь Британских святых. Конечно, в ХХ веке стало понятно, насколько важны нам святые Запада, которые были там в то время, когда там не господствовала ересь. Может быть, там были святые и после того, как там господствовала ересь, но мы о них почти ничего не знаем. Это могли быть только те, которые не были в тех еретических конфессиях, которые были на Западе, а были православными.

Когда там еще были православные церкви в I тысячелетии, там, конечно, просияло очень много святых. И в ХХ веке, когда из всех православных стран – сначала из России, а потом из Турции, из Греции, Румынии, Балкан, а потом еще с Ближнего Востока арабо-язычная православная диаспора ринулась на Запад, — оказалось, что почитание западных святых очень-очень важно. Поэтому святой Иоанн Максимович старался всемерно прославлять во всех местах, где он служил, местных святых, которые всюду, конечно, были.

Очень жаль, что у нас нет общего праздника западных святых. Видимо, такой праздник нужен, но пока его нет ни в одной Истинно-Православных Церквей. Но появился милостью Божией – это не случайно – праздник британских святых. Почему это оказалось более важным, чем все остальные западные святые? Почему их особенно так выделили?

Потому что важнейшей областью, где развивалось православие в ХХ веке, стала Америка. Особенно Северная Америка. В Западной Европе очень много людей, которые думают, что они и так уже все знают про христианство. При этом они или уже знают и им это неинтересно, и они считают, что христианами быть не надо – так на севере Европы, где больше всего атеизма, – либо они считают, что они и так уже христиане, и здесь не видят  никаких проблем, зачем им что-то менять, если и так хорошо. Поэтому проповедь православия среди населения Западной Европы приносила пока что очень мало плодов, хотя они и были.

А вот в Америке очень много плодов. Там проблема совершенно другая: не в том, что никто не верит, а в том, что верят во все подряд. И важно разобраться, что православие, конечно, хорошо, но это не то же самое, что и все остальное. И вот это объяснить в Америке очень трудно. Но в какой-то степени, с переменным успехом, это удается, и поэтому там православие развивалось очень сильно. Конечно, традиционно в Америке не было православных людей по понятной причине. Но, поскольку там были потомки и носители цивилизации, прежде всего, англосаксов, то получилось, что получилось, — что продолжился культ – в хорошем смысле «культ» — почитание святых Британских Островов, а потом и других западных святых.

Поэтому через Америку мы получили такое особое почитание западных святых. Но не только через Америку. Вот уже последние двадцать или чуть больше лет,  а по сути, может быть, даже тридцать лет, у нас очень в моде кельтская культура, которая языческая преимущественно. Это всяческие реконструкторы, толкиенисты и так далее.

Конечно, православия через это идет мало. Но все же среди этого малого количества есть какой-то малый процент, — а для Церкви это уже все равно много людей, — которые таким образом узнают и о кельтском христианстве. Кельтское христианство – это своеобразная форма христианства на Британских островах, вернее, несколько разных форм, потому что кельтское христианство было разным и сложилось в основном в V веке, когда римские легионы оттуда ушли, а до этого немного было римского христианства. Кельтское  христианство существовало безбедно до конца VI века, а потом с большими бедами существовало все равно примерно до VIII века, а рецидивы до сих пор встречаются.

И там были великие святые, и хоть они были частью западного христианского мира, но духовно они были гораздо ближе к Египту и вообще восточному христианству.  Поэтому они читали совершенно другие книги, далеко не всегда они подчинялись Риму и были очень близки к православию.  Но потом, в конце VI и в течение VII веков, победили там англосаксы, которые воспринимались там как варвары,  и которые несли то же самое христианство, которое было у тогдашних римских пап. Но римские папы, я напоминаю – это было в VI или VII веке, – еще не были совсем еретическими, а просто были там некоторые заблуждения.

Поэтому, конечно, христианство англосаксов, которое стало господствовать с VII века на Британских островах, хоть и не было таким хорошим, как кельтское, но все равно еще было в пределах православия. А вот уже в XI веке там было норманнское завоевание, когда худо-бедно православных англосаксов и насильственно присоединенных к ним кельтов завоевали воинствующие католики. Так и закончилось православие на Британских островах.

Причем, если раскол между Римом и Константинополем произошел в 1054 году, то норманнское завоевание произошло уже несколько позже, в 1066 году, и то там еще не сразу все удалось завоевать-подавить  – так продолжалось примерно до XIII века, но, в конце концов, полное подавление православия там произошло.

Вот мы тем или другим способом, узнавая о тех или иных святых Британских островов, — и тех, которые были во времена Римской империи (тогда их было немного), и во времена кельтов, когда был целый сонм великих святых, и во времена англосаксов, когда тоже был сонм, но другой, — мы возвращаемся не просто к каким-то святым, к какой-то части мира, пусть и важной для нас сейчас, а мы обращаемся также и к церковному будущему.

Мы видим, что сейчас все меняется, сейчас, бывает,  больше между собой общаются те люди, которые живут в разных странах, чем те, которые живут в соседних квартирах. Мы можем даже почти не знать наших соседей по многоквартирному дому, но зато очень хорошо общаться по скайпу или в социальных сетях с кем-нибудь, кто живет неизвестно где.

И христианская Церковь тоже меняет географию. С одной стороны, исконно православные Церкви, не только русская, а самые разные, раздулись как мыльные пузыри. Но оказалось, что там только пустая оболочка, а внутри остаются какие-то обрядоверы. Поколения меняются, и обряды эти становятся уже не нужны никому. Поэтому миллионная православная церковь XX века выглядит сейчас уже совершенно иначе, и среди тех, кто называет себя православными, верующих будет очень мало.

Поэтому сейчас то малое количество верующих, которое появляется в западных странах, уже сейчас сопоставимо с тем реальным количеством верующих, которые имеются в исконно-православных странах. Конечно, может быть, это несопоставимо с Грузией, но с Россией уж точно.

Поэтому, почитание вот этих святых – это будущее православной Церкви. В конечном счете будущее Церкви – это жизнь вечная, но, я бы сказал, что это не будущее, а настоящее, потому что Церковь сама по себе вечная. Но если говорить о ее земной истории, то, конечно, это уже отчасти решенное дело, потому что это уже произошло, то идти нужно, конечно, на запад. А на запад надо идти с западными святыми, к ним обращаться. А если сними идти, то это, прежде всего, будут святые британские.

Аминь.