Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Боксерское восстание в Китае в 1900 г. — убивали всех европейцев и китайцев, которые принимали европейские религии, в т.ч. и православных — Российская Православная Церковь приобрела первых мучеников; праздник святых мучеников, пострадавших в Китае, был установлен отдельно в Зарубежной Церкви; приход храма Св. Елизаветы присоединился к Зарубежной Церкви на этот праздник;самое главное соображение, которое должно быть при выборе истинной Церкви, — это умение и желание посмотреть, что называется, “незамыленным” взглядом — где, скорее всего, есть благодать Святого Духа, а где ее, скорее всего, нет; если Церковь не совершала догматических нарушений, а епископы не отступали от веры, то тогда в ней есть благодать; православная вера и наличие благодати Святого Духа неотделимы друг от друга, и они есть в Истинно-Православной Церкви, несмотря на все ее недостатки.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память святых апостолов Варфоломея и Варнавы, а также мучеников, пострадавших в Китае в 1900 году во время восстания так называемых ихэтуаней, то есть Боксерского восстания.

Так получилось, что в Китае к этому времени была часть Российской Православной Церкви, которая состояла в основном из китайцев. И когда произошло восстание, в ходе которого убивали всех европейцев и китайцев, которые принимали европейские религии, то стали нападать и на православных, и многих убили, в том числе и главу общины священника Митрофана, и многих женщин, и детей.

Таким образом, Российская Православная Церковь приобрела первых мучеников, причем так много по тем еще мирным временам в самый первый год, который условно считается первым годом XX века – в 1900 году. Это получилось прологом, в исторической ретроспективе, того необыкновенно огромного количества мучеников, которых уже через несколько десятилетий принесет Российская Церковь.

Для нашего времени, и даже конкретно для нашего прихода, это все тоже особо показательно. Недаром праздник святых мучеников, пострадавших в Китае, был установлен отдельно в Зарубежной Церкви. Еще Поместный собор Российской Церкви в 1917-1918 годах, когда установил праздник Всех святых в земли Российстей просиявших, туда же включил празднование и мучеников китайских. Есть тропарь в каноне этого праздника, посвященный этим мученикам.

Но особое празднование было установлено им в Зарубежной Церкви. Во-первых, потому что эти мученики тоже принадлежали к зарубежной части Российской церкви, а во-вторых, и прежде всего, потому, что именно они начинают чреду новомучеников российских ХХ века.

И вот так получилось – никто специально не подстраивал, — что и наш приход присоединился к Истинной Церкви именно на этот праздник. Датой присоединения нашего прихода можно считать тот день в 1997 году, когда его настоятель о.Александр, который позднее тоже причислился к лику мучеников, присоединился к Зарубежной Церкви, в которой как раз уже был установлен этот праздник. Именно в этот день он был принят в общение с Зарубежной Церковью, а через него уже был принят весь остальной наш приход. Это произошло на праздник святых мучеников китайских, и праздник этот существовал только в Зарубежной Церкви. И это было прологом того, чтобы и внашем приходе появился мученик всего лишь через несколько месяцев после того, как мы были приняты, и для того, чтобы наш приход был в Церкви настоящей.

Вот часто люди опасаются присоединяться к истинному православию, потому что говорят, — совершенно справедливо, причем, — что в ваших истинно-православных церквах какие-то кучки небольшие, все это несерьезно, даже если в этом не разбираться, а если в вас еще начинать разбираться, то видно, что вы еще и друг с другом не в общении, какие-то сложные люди у вас там бывают епископами, какая-то там грызня происходит и тому подобное, и поэтому мы к этому присоединяться не будем, а лучше мы будем в большой, знакомой нам, пусть и далеко не совершенной в вере Московской Патриархии.

Что можно сказать таким людям? Конечно, можно сказать много всего умного, но если они уже такие вещи нам говорят, если у них такие соображения, то что бы мы такое умное им про догматику ни сказали, это их не убедит. Очень может быть, что они не найдут возражений, но когда человек не находит возражений, это не значит, что он убеждается в чем-то. Скорее всего, и возражений не будет, и убеждения не будет.

Но можно сказать для тех, кто сам уже готов с нами согласиться, но просто боится. Для них будет действовать такой аргумент: посмотрим, как жили православные, когда на них были гонения, и они составляли меньшинство. Но среди этих гонимых православных были признанные впоследствии святые отцы. Вот, например, в эпоху иконоборчества.

Тогда тоже были какие-то группки, все было “несерьезно” в государственной церкви, и между православными была большая грызня. И даже хуже того – партии в этой грызне возглавляли те, кого мы одинаково считаем святыми отцами. Так было и во времена иконоборчества, когда едва только во время Торжества православия сумели примириться, а потом опять все поссорились очень скоро.

Святой патриарх Мефодий возглавителя Студийского монастыря даже анафематствовал, но, конечно, эта анафема была недействительна, потому что это было тяжелое недоразумение. То же самое было во время господства монофизитства, а еще раньше во времена господства арианства. В этом ничего нет особенного.

Но, наверное, самое главное соображение, которое должно быть при выборе истинной Церкви, это умение и желание посмотреть, что называется, “незамыленным” взглядом. Надо смотреть не на то, где больше народа, где признание государства и тому подобные материальные выгоды, а посмотреть, где есть благодать Святого Духа. То есть посмотреть, где она, скорее всего, есть, и где ее, скорее всего, нет.

Если Церковь не совершает каких-то догматических нарушений, преемствует тем самым святым, которых мы и сегодня празднуем, и другим новомученикам и исповедникам российским, тем святым, епископат которых в 20-е и 30-е годы точно не изменил вере, то, конечно, она является благодатной, потому что не было таких ситуаций, когда она могла перестать ей быть, а ее епископы не отступали от православия.

Это не произошло ни в 20-е и 30-е годы, ни с епископами Зарубежной Церкви до поры до времени, ни с теми епископами, которые уже в последние лет двадцать являются епископами Российской Истинно-Православной Церкви в России.

Если взять другие церковные организации, особенно те, которые поддерживают в разных странах государственную власть и так далее, то там как раз есть очень много эпизодов, когдаможно было бы всерьез усомниться о наличии там благодати. А если уж совсем строго посмотреть, то и сомневаться даже не в чем – не может там быть никакой благодати.

Потому что благодать охраняется не государственной властью, не большим количеством денег, зданий, недвижимости и тому подобного, не большим количеством верующих, потому что буддистов еще больше, чем христиан, и даже мусульман еще больше, чем христиан, а католиков больше, чем православных. Поэтому количество и земная мощь тут совершенноне являются критерием. Все об этом знают, но никто не признается, что для них таки это является критерием, — а ведь для многих, к сожалению, является.

Но если для нас это не критерии, так и будем об этом помнить: есть истинная Церковь, которая не отступала, и есть неистинная, которая шла на всевозможные компромиссы с государством, которые очень далеко заходили. И что самое плохое, что помимо вот этого компромисса с безбожниками, она совершала компромиссы и в отношении веры. А мы знаем, что в отношении веры любой компромисс, тем более, переход на какую-то неправославную позицию, это отступление от веры, и не может быть благодати Святого Духа там, где нет православной веры.

Православная вера и наличие благодати Святого Духа – это вещи неотделимые друг от друга. И вот если при всех наших недостатках милостью Божией сохраняется православная вера и преемство епископата, то значит, мы находимся в Истинной Церкви и значит, мы, действительно, идем по стопам новомучеников и исповедников Российских и тех, кто открывает их ряд – празднуемых сегодня мучеников китайских.

Аминь.