Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

В Неделю Святых Отец вспоминаются не вообще все праведники Ветхого Завета, а непосредственные предки Христа по плоти; символизм родословной Христа в Евангелии от Матфея — Христос открывает собой седьмую и, следовательно, последнюю седмицу поколений, последний род; мы, христиане, являемся последним родом Христа, мы те, ради которых были все предыдущие поколения до Рождества Христа; последние времена истории начались тогда, когда родился Христос; Бог уже со Своей стороны сделал все для нашего спасения, теперь нам осталось сделать то, что каждый из нас захочет для своего личного спасения, чтобы нам стать родом Христа; главное молиться в любые моменты своей повседневной жизни и быть с Богом, потому что без Него мы сразу же оказываемся в каком-то искушении; все плохо, если без Бога, но верно и обратное – если с Богом, то все окажется хорошо, и ничего бояться не надо.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память тех, кто по плоти предшествовал Христу, и сегодняшняя неделя называется Неделя Святых Отец. Как видно из богослужения сегодняшнего дня, имеются в виду не вообще все праведники Ветхого Завета, а непосредственные предки по плоти, и именно им было посвящено на литургии евангельское чтение. Мы читали Евангелие от Матфея, где была родословная Иисуса Христа.

В Евангелии от Луки, мы знаем, тоже есть родословная Иисуса Христа, но она другая. Эти родословные отличаются не только тем, что прочитанное сегодня начинается от Авраама, а родословная от Луки идет в обратном порядке до самого Адама и даже Бога. Это внешнее отличие. Но они отличаются еще и символически.

Родословная в Евангелии от Луки пропускает очень много поколений. Не только древние поколения, которые находятся ближе к Адаму, но, например, после царя Соломона, который был еще праведным царем, пропускаются несколько царей, которые преемственно царствовали в Израиле. Почему эти цари пропущены?

Потому что они уклонились в идолослужение, отступили от Бога, были идолопоклонниками, поэтому были проклятыми. И вот проклятых царей та родословная не включает. А сегодняшняя читаемая нами родословная включает и проклятых, включает всех, кто был по плоти предком Христа. И символизм тут получается другой, а именно следующий.

Четырнадцать поколений было от Авраама до Давида, от Давида до вавилонского переселения было еще четырнадцать поколений, и от вавилонского переселения, то есть от вавилонского плена до Христа – еще четырнадцать поколений. Четырнадцать – это два раза по семь. Три раза по четырнадцать – это шесть раз по семь. Получается, что дальше седьмая и последняя седмица поколений. Семь – это совершенное число в Ветхом Завете.

Христос открывает собой седьмую и, следовательно, последнюю седмицу поколений, последний род. А кто является родом Христа? Об этом мы знаем не из сегодняшнего чтения, но мы знаем об этом из других мест Нового Завета – из Евангелия, посланий апостольских и всего Предания; мы, христиане, являемся последним родом Христа. Мы те, ради которых были все предыдущие поколения до Рождества Христа, память которых мы ныне совершаем.

Поэтому, сталкиваясь с напоминанием об этом, мы должны не забывать, что начались последние времена. Последние времена истории. Последние времена начались не с какой-нибудь революции, как некоторые думают, в 1917 году, или еще какими-нибудь событиями, только в будущем, а они начались тогда, когда родился Христос. Поэтому и говорится в Новом Завете, что Он родился в последние времена.

Никаких еще более “последних” времен не будет. Будут только вот эти семь поколений, разумеется, символических, потому что на самом деле их больше, если смотреть по внешней стороне событий. Что означает, когда мы говорим, что идут последние времена и уже давно? Это означает, что в эти времена уже больше ничего не случится. Уже все случилось, что должно было существенным образом изменить историю. Она уже изменена.

Бог уже со Своей стороны сделал все для нашего спасения. Теперь осталось тем людям, которые живут вот на этом заключительном отрезке истории, то есть нам, сделать то, что каждый из нас захочет для своего личного спасения, чтобы нам стать родом Христа. А если мы уже стали, присоединившись к Церкви, надо не отпасть.

Для этого нужно делать то, что мы делаем всегда: быть в Церкви, исповедоваться, причащаться, участвовать в Таинствах. Так мы будем внешним образом присутствовать в Церкви. И необходимо присутствовать по духу, а это значит молиться. Молиться надо для того, чтобы иметь внутри себя память Божию.

Это должно быть не только тогда, когда мы пришли в церковь и помолились, утром и вечером, а тогда, когда мы просто живем, когда мы отдыхаем, когда мы работаем, когда мы с кем-то встречаемся, когда нам предстоит что-то ответственное, опасное, сложное, страшное или, наоборот, хорошее. Ведь когда с нами происходит что-то хорошее – это тоже искушение. Главное быть с Богом, потому что без Него мы сразу же оказываемся в каком-то искушении.

Все, что с нами происходит без Бога, а это бывает только тогда, когда мы Его не призываем, не вспоминаем о Нем, все оказывается нам во вред, хотя нам кажется, что что-то для нас плохо, а что-то хорошо. На самом деле все плохо, если без Бога. Но верно и обратное – если с Богом, то все окажется хорошо, и ничего бояться не надо.

Поэтому будем стараться быть с Богом. Будем понимать, что Он все уже для нас сделал, все нужное для нашего спасения. Он уже к нам пришел. И особенно это легко делать и помнить, настраиваясь на вот эти предрождественские дни, готовясь к совсем уже близкому празднику Рождества Христова.

Аминь.