Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, в Неделю святых Праотец, мы слушали притчу о том, что много званных, но мало избранных. Некий богатый человек позвал гостей, которые были приглашены по своему социальному положению, но все они не пришли, потому что у них были неотложные дела, хотя значимость этих дел была весьма относительная. Тогда этот человек разгневался и попросил своего слугу, чтобы тот позвал с улицы кого попало, и когда опять осталось место, то он опять попросил слугу пойти и опять позвать всех, кто подвернется. Эти люди и оказались на вечере, а вывод тут такой: много званных, но мало избранных.
И если мы вспоминаем историю святых Праотец Ветхого Завета, то там как раз тоже много званных, но тоже далеко не все избранные. Звался весь народ, который еще в другом смысле назывался избранным. Потому что сначала это были отдельные праведники, потом Авраам, а потом потомки Авраама, которые стали этим народом. Но ведь не все из званного народа оказались избранными для Царствия Божиего.
Даже у Христа в Евангелии есть две генеалогии, они разные. Между ними есть отличие, что в одной присутствуют те цари, которые были после Соломона, а в другой отсутствуют. Потому что хоть это и генеалогия Христа, но в разном смысле. В одном случае собраны цари, которые реально существовали, а в другой не все — некоторые пропущены. Почему некоторые пропущены? Потому что хоть они по плоти и были сродниками и предками Христа, но все равно они отпали. Это те цари, которые отпали в язычество. Поэтому в каком-то смысле – более важном, чем физическом — они не стали предками Христа, и их память не совершается ни сегодня, в Неделю Праотец, ни в следующее воскресенье, святых отец, когда поминаются ветхозаветные праведники.
Но это что касается истории. А что касается нашей современности? Мы должны понимать, прежде всего, для себя, что Бог оказывается всюду. Да, есть люди, которые специально им позваны. Кто-то из них откликнулся — и очень хорошо. Кто-то не откликнулся – очень плохо. В любом случае, все эти люди в совокупности составляют меньшинство людей – может быть, даже ничтожное меньшинство.
Но нам совершенно не надо за себя или за кого-то другого печалиться, если мы не попали в это меньшинство, потому что избирает Бог тех, кто сам Его не отвергает. Поэтому нет ничего проще, чем обратиться к Богу. И не надо никуда бежать, не надо никуда ехать, надо это только сделать у себя внутри. И Бог придет. И если тебе надо как-то менять дальше свою жизнь – а каждому из нас надо менять, только всем по-разному, — то ты будешь потихоньку, по мере исполнения последовательных шагов, получать от Него необходимое побуждение, «инструкции».
С Богом как получается? С одной стороны это все очень легко – легко найти Бога, легко начать с Ним говорить. С другой стороны – подавляющее большинство людей этого не делает. Причем, это большинство относится к тем, кто воспитывается в христианских семьях, народах, обществах. Почему? Потому что у них много дел, как у сегодняшних героев притчи. У них много всего интересного, им это не нужно.
Поэтому, с одной стороны, мы видим, что Бог очень близок, очень легко доступен, с другой стороны, мы видим, что почти никто к Нему не приходит, и получается, что Он от всех далек. Налицо противоречие. Но если посмотреть глубже, то противоречия здесь как раз и нет, но есть зато одно небольшое условие: для того, чтобы к Богу прийти, нужно самому повернуться. Если Бога никто не знает, то причина одна: никто не хочет.
А те немногие, кто хотят, они как-то знают. Может быть, по-разному, в разной мере, и тоже они грешат, но, тем не менее, это возможно – знать Бога. Поэтому будем понимать это в плане самом первом, основном и житейском, когда мы просто должны понять, есть Бог в мире или нет. И если мы поняли, что есть, то будем понимать и в более глубоком смысле — именно как принадлежность к Истинной Церкви, потому что Бог нас призывает именно туда.
Вот об этом сегодняшняя притча. Она, конечно, должна внушать нам и осторожность, чтоб нам блюстись по апостольским словам «како опасно ходим», но в то же время она должна внушать оптимизм.
Аминь.
епископ Григорий (Лурье)