Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

VII Вселенский Собор восстановил иконопочитание, но не окончательно; важнейшая часть учения VII Вселенского Собора в этом и состоит, что Бог присутствует непосредственно в священных предметах Своей освящающей благодатью; святость священных предметов основана на том, что Бог Своими энергиями, то есть Своими действованиями, которые сами суть Бог, присутствует в них; святой Симеон Новый Богослов учил о том, что невозможно богословствовать тем, кто не имеет опытного познания Бога; ересь думать, что будто бы на основании богословского образования можно действительно говорить о смысле церковного учения, считал св. Симеон; Бог приходит не только к предметам, но и к людям, которые Им освящаются и становятся святыми; мы должны стремиться не к тому, чтобы знать ответы на всевозможные вопросы, а к тому, чтобы Бог в нас жил; “Дух Твой благий наставит мя на землю праву” — говорит псалмопевец, имея в виду дарование Св. Духа.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память святых отец VII Вселенского Собора, и так совпало, что на этот же день пришлась память Симеона Нового Богослова. Симеон Новый Богослов умер 13 марта, и 13 марта должна была бы быть его память, но поскольку этот день всегда приходится на Великий Пост, и совершать торжественную память святого в этот период года невозможно, то в церковном уставе установлено переносить его память на 13 октября, то есть симметрично на другое полугодие.

К сожалению, сегодня опять не удалось совершить праздничного богослужения, потому что, по церковному уставу, праздник святых отец VII Вселенского Собора не допускает совмещения с праздником никого из святых. Поэтому, наверное, было бы лучше перенести празднование Симеона нового Богослова на другой день, либо сделать хуже – так, как сделали мы, то есть помянуть его, но не совершать ему никакого специального богослужения.

Однако мы должны помнить, что сегодня день и его памяти, и учение Симеона Нового Богослова близко связано с тем, о чем учил VII Вселенский Собор. VII Вселенский Собор состоялся намного раньше, чем жил Симеон Новый Богослов, а именно в 787 году, и он восстановил иконопочитание, но далеко не окончательно, как мы знаем, потому что иконоборчество после этого еще раз стало господствующим вероисповеданием. Потом было торжество православия, память которого мы совершаем в начале Великого Поста, но, тем не менее, на VII Вселенском Соборе было провозглашено, что учение о почитании святых икон и всех прочих священных символов является неотъемлемой частью Священного Предания и следует из того, что Бог воплотился, и что Бог может быть причастен материи.

Важнейшая часть учения VII Вселенского Собора в этом и состоит, что Бог присутствует непосредственно в священных предметах. Конечно, Бог присутствует всюду. Мы говорим в молитве Святому Духу, обращаясь к Богу: “Везде сый и вся исполняяй”, то есть пребывающий везде и все наполняющий. Потому что если где-то Бог отсутствует, то там просто не может быть никакого бытия – это не может существовать.

Но кроме этого присутствия Божия, которое необходимо просто для того, чтобы было бытие, бывает в некоторых предметах особенное присутствие Божие, которое мы называем по-другому — освящающей благодатью. И эти предметы становятся священными символами, в которых особенным образом присутствует Бог. В числе таких символов являются иконы, святые мощи, различные священные предметы, сосуды, которые употребляются на литургии, такие как чаша и дискос, и так далее.

И вот святость всего этого и провозгласил VII Вселенский Собор и объяснил, что она основана на том, что Бог Своими энергиями, то есть Своими действованиями, которые сами суть Бог, а не что-то от Него отдельное или сотворенное Им, прибывает во всех этих священных предметах.

А учение Симеона Нового Богослова тоже основано на этом факте, хотя и несколько о другом. Симеон новый Богослов жил на рубеже Х и XI веков. Он умер в 1022 году. То есть это было без малого на 300 лет позднее Собора, по крайней мере, на 250 с лишним. Он учил о том, что невозможно богословствовать тем, кто не имеет опытного познания Бога.

Конечно, мы, не имея опытного познания Бога, можем повторить правильные слова вслед за святыми отцами и излагать церковное учение, его держаться. И мы должны это делать, безусловно. Но пытаться что-то толковать самим, если мы не имеем непосредственно от Бога уверения, что это так и не иначе, категорически нельзя.

А уже не только в наше время или в XIX веке, когда мы это повсеместно наблюдаем, но и тогда, тысячу лет назад и больше, во времена Симеона Нового Богослова, уже утвердилось у многих такое представление – оно было у многих иерархов тогдашней Церкви – будто достаточно быть ученым человеком, читать книги святоотеческие и дальше самому как-то там развивать богословие, что-то уточнять такое в богословии, чего святые отцы не уточнили.

Может быть, что-то и, действительно, нужно уточнить, в связи с тем, что время изменилось, и вот теперь стало нужно. С тем, что такая нужда может возникать, никто не спорил, но то, что ее можно разрешать просто на основании чьей-то учености или какого-то там бюрократического положения в церковной иерархии – “я – начальник, и могу что-то постановить”, — это было тогда новым учением.

И Симеон Новый Богослов сказал, что те, кто так думает, они не просто неправы, а они являются еретиками. Это вообще ересь — думать, будто на основании богословского образования, так называемого, можно действительно говорить о смысле церковного учения. Ничего такого говорить нельзя. Познать Бога может только тот, кто познал Божественный свет, кто действительно Его видел и непосредственно ощущал, имеет реальный опыт богопознания.

Только на основании этого можно понять истинный смысл того, о чем писали раньше святые отцы, которые тоже имели такой опыт. А если мы такого опыта не имеем, то нам полезно и даже необходимо читать святых отцов для того, чтобы мы его когда-нибудь приобрели. А пока мы его не приобрели — чтобы меньше заблуждались.

И вот об этом говорил Симеон новый Богослов. И возможность такого опыта, о котором он говорил, основана на том же самом: Бог приходит не только к предметам, которые Им освящаются – о чем говорил VII Вселенский Собор, — но тем более Он приходит к людям, которые тем более освящаются и становятся святыми. Об этом еще апостол Павел говорил, что “разве вы не знаете, что вы – храм Божий”.

Вот это важнейшее положение православного учения, которое отличает нас от разных еретиков. Но оно отличает нас и от тех, к сожалению, тоже еретиков, которые бывают и в нашей собственной православной среде. Если мы почитаем, например, русские учебники для семинарии XIX века и разные книжки, которые сейчас издаются и пишутся, но в той же самой традиции, на той же самой основе, то мы можем вдруг узнать, что если кто-то имеет звание профессора духовной академии, то к нему можно обращаться как к авторитету в богословии. Это категорически не так.

Если он заслуженно имеет звание профессора, то оно означает всего лишь – не меньше, конечно, но и не больше, — что он знает, в какой книжке что написано, и примерно представляет себе, какие отцы читали каких других отцов. Вот за такими справками внешнего характера к нему можно обратиться.

Но для того, чтобы спросить, как на самом деле в Боге, а не какими словами такой-то святой отец об этом писал, и где об этом прочитать, категорически нельзя обращаться к профессору богословия, а обращаться можно только к святому подвижнику, который действительно Бога видел и это знал. А за неимением таких перед собой в кругу наших знакомых по плоти, мы можем обращаться к книжкам.

Вот это важнейшее наше догматическое положение, которое мы должны ощущать, потому что если мы будем это понимать, то избежим очень многих соблазнов сегодняшнего так называемого православия, потому что очень часто на основании всякого такого “профессорского богословия” нас завлекают далеко от настоящей Православной веры.

Если мы хотим держаться истинного православия, то мы должны быть с Симеоном Новым Богословом, а не с теми людьми, которые пытались самого Симеона осудить как еретика и всячески устраивали на него репрессии.

Но, помимо этого, и в своей внутренней личной жизни мы так же должны на этом основываться и это понимать. Мы должны понимать, что не ищем от Бога просто вразумления. Конечно, тоже хорошо, когда мы такое получаем, но не в этом наша основная цель, и мы не можем даже все время получать такое вразумление, как, скажем, можем от человека – например, в непонятной ситуации мы нашли умного человека, получили правильный совет, его исполнили.

Вот с Богом так нельзя. С людьми так можно, в том числе с людьми, которые знают волю Божию, добавлю даже, что так нужно, но наши отношения с Богом так выстроиться не могут. Псалмопевец говорит по-другому о тех отношениях, которые должны быть у нас: “Дух Твой благий наставит мя на землю праву”.

Не “совет Твой правильный”, а “Дух Твой благий” – это существенное отличие, потому что Дух Божий благий — это сам Бог. У Него нет какого-то отдельного от Него духа, который не был бы Богом. Это значит, что только сам Бог может нас наставлять, то есть исполняется в нас то, о чем тоже говорит апостол Павел: “Больше не я живу, но живет во мне Христос”.

Мы не должны стремиться к тому, чтобы знать ответы на все возможные вопросы, как если бы мы спрашивали у оракула. Мы должны стремиться к тому, чтобы в нас Бог жил. И пусть мы заранее и не знаем, как бы Он поступил в той или иной ситуации, но если Он в нас будет жить, то нам об этом не надо заботиться.

Об этом прямо сказано в Евангелии, о чем Христос говорит Своим ученикам: “Когда вас повлекут на судилище, то вы не рассуждайте и не заботьтесь о том, что вам там надо будет отвечать, потому что Дух Святый будет в вас говорить”. Это, конечно, прежде всего, относится к разным особенным моментам испытаний, о которых говорится в Евангелии, но в каком-то смысле любой момент нашей христианской жизни – это момент испытания.

Суть любого испытания, с христианской точки зрения, заключается в том, что будем ли мы с Богом и отвергнем ли мы искушение от диавола. Не бывает у нас моментов без искушений, и поэтому каждый момент нашей жизни – испытание. Следовательно, всегда, если мы будем стремиться к тому, чтобы Господь в нас говорил, чтобы Дух Святый в нас говорил, то будет исполняться на нас сказанное псалмопевцем: “Дух Твой благий наставит мя на землю праву”. На этом основано и учение VII Вселенского Собора, и особенно этому посвящено учение святого Симеона Нового Богослова.

Аминь.