Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

В притче о злых делателях и хозяине виноградника Бог кажется слабым; только когда мы не испытываем страха перед человеком или Богом, мы показываем свое настоящее отношение; мы должны на человеческих взаимоотношениях учиться выстраивать свои отношения с Богом, а по отношениям с Богом выстраивать наши человеческие взаимоотношения; необходимо выполнять все свои обязательства как обязательства перед Богом; св. Евдокия была одним из самых образованных людей своего времени и замечательным поэтом; в истории Церкви бывали очень большие размолвки, все участники которых потом оказывались святыми.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы слышали притчу о злых делателях, в которой рассказывается, что один богатый человек нанял делателей в свой виноградник,и пришло время, когда надо было получить от них плоды работы. И он посылал туда своих слуг, но они их отправляли ни с чем, а кого-то даже и били. А в другом Евангелии рассказано (сейчас читали по Матфею), что кого-то не просто били, а даже убили.

И видя, что ничего не получается, он послал тогда своего сына, надеясь, что “устыдятся сына моего”, и, по крайней мере, с ним будут разговаривать как с хозяином и отдадут ему, что положено. Но эти злые делатели решили совершенно иначе, что это наследник, которому все принадлежит, и если мы сейчас его убьем, то потом мы все захватим. И они его убили. Тогда Христос спрашивает слушателей: Что сделает господин виноградника с этими делателями? И они совершенно резонно отвечают: “Злых зле погубит”. То есть он их самих всех убьет.

Это, конечно, была притча о наших взаимоотношениях с Богом. И многие здесь много на что обращали внимание, совершенно справедливо, а мы можем обратить внимание вот на что одно из многого. Бог предстает в этой притчи слабым. Он являет себя таким, как если бы он был немощным, как если бы Он действительно не мог постоять за себя. Потому они не боятся убивать Его слуг и не побоялись убить Его Сына. Потому у них был такой расчет, что если они сейчас расправятся с Сыном, который был законный наследник, то дальше они вообще захватят все имущество.

Это означает, что они представляли Бога слабым, потому что Он вел себя так, как в их представлении ведут себя слабые люди, потому что если бы они были на Его месте, они бы себя вели как-то иначе, всячески демонстрируя свою силу. Но это имеет общее значение.

Почему вообще Бог так себя ведет с людьми? Потому что, только когда нам кажется, что мы имеем дело с кем-то слабым, слабее нас, кто не может, по крайней мере, от нас, себя защитить, только тогда мы проявляем свое настоящее расположение. Потому что, когда на наши отношения с людьми и с Богом влияет страх, когда мы просто боимся что-то делать, то мы выстраиваем свои отношения с предметом этого страха, с этим страхом, но не с самим человеком. А как мы относимся к самому человеку, или как мы относимся к Самому Богу видно из того, как мы себя ведем, когда мы не боимся.

Но про Бога тут уже и говорить нечего — мы себя ведем так, как злые делатели. Если мы Бога не боимся, если ничто нам не напоминает о страхе Божием, то мы Его совершенно ни во что не ставим. И поэтому притча о злых делателях относится ко всем людям.

Но нам кажется, может быть, что мы ведем себя иначе, по крайней мере, по отношению, по крайней мере, к каким-то людям. Но очень легко вспомнить, что если мы этого человека не боимся или не боимся его в данный момент или, по крайней мере, забыли, что мы его вообще-то боимся, — как мы начинаем пренебрежительно с ним обращаться, как мы начинаем, может быть, даже употреблять какое-то несправедливое насилие (насилие может быть и справедливым, поэтому тут важно оговориться). Но мы начинаем употреблять несправедливое насилие по отношению к этому человеку, думая, что если у нас есть перевес силы, то значит, нам можно чего-то захватить.

И с другой стороны, есть очень четкое правило человеческих взаимоотношений: если ты хочешь построить правильные отношения с какими-то людьми, то надо себя вести так, чтобы они думали, что ты на самом деле слаб, и им от тебя ничего не угрожает, в тех ситуациях, когда на самом деле это иначе. Тогда они проявятся, как они вообще готовы выполнять какие-то условия работы, предположим, или каких-то взаимоотношений, о которых у вас была речь.

И бывает, действительно, — хотя и редко, но бывает, — что человек думает, что ему ничего не угрожает и действительно ведет себя пристойно с тобой и выполняет то, что обещал. Вот в такой ситуации людям можно доверять. Но очень часто бывает иначе, потому что, когда ты так сыграешь с кем-то в поддавки, то он начинает вести себя нехорошо. Но это, конечно, помогает понять, какие на самом деле могут быть отношения с этим человеком, и в пределах, в которых эти отношения существуют, совершенно не осуждая этого человека и не делая никаких выводов о его бессмертной душе, можно сделать весьма жесткие выводы относительно моих личных с ним взаимоотношений.

И, конечно, это позволяет снять с себя разные случайно образующиеся на каких-то настоящих взаимоотношениях так называемые “моральные обязательства”. Потому что есть действительно какие-то моральные или другие обязательства, которые действительно возникают в каких-то взаимоотношениях, но есть другие, когда нам кажется, что у нас есть какие-то обязательства, потому что мы не можем кому-то отказать, или по собственному тщеславию, или по своей безвольности, или еще по каким-то таким совсем не похвальным и не христианским мотивам.

И во всех таких ситуациях надо не смотреть на свои склонности такого рода, а поступать очень четко по тому, как нужно в соответствии с твоим долгом. И видя, как бывает с другими людьми, когда сам применяешь такой способ отношения к людям, немножко лучше познаешь самого себя, потому что ставишь себя на место этих людей. И надо стараться вести себя не так, как ты не хотел бы, чтобы кто-то другой вел себя с тобой.

Но это, собственно говоря, неоднократно в Библии встречающаяся заповедь, но она, конечно, древнее самой Библии, — что поступать надо с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой, или, более понятно, не надо поступать с другими так, как ты не хотел бы, чтобы поступали с тобой (в таком виде следовать этой заповеди проще, потому что она понятнее).

Поэтому, мы должны учиться на человеческих взаимоотношениях отношениям с Богом, ради чего и приведена эта притча, а по отношениям с Богом выстраивать наши человеческие взаимоотношения. И понимать, что если люди, с которыми мы общаемся, могут быть слабыми, то Бог не может быть слабым, хотя Он часто ведет себя так, как если бы Он был слабым.

Поэтому нужно стараться всегда исполнять взятые на себя обязательства, даже если тебе кажется, что в случае нарушения этих обязательств перед этим человеком он не сможет за себя постоять. Это неважно: он-то, может быть, и не сможет за себя постоять, но Бог точно сможет за него постоять.

И поэтому мы, если мы христиане, берем на себя обязательства не столько перед человеком, сколько перед Богом. И поэтому мы должны выполнять свой всякий долг, всякие свои обязательства, всякие отношения, отношения в семье или всякие неформальные отношения, как отношения перед Богом.

И примером такой жизни являются некоторые святые, которые вспоминаются сегодня. В частности, сегодня вспоминается замечательная царица Евдокия, которая была супругой Феодосия Юнейшего, византийского императора. Это было в первой половине Vвека. Когда они были в очень молодом возрасте, их женили родители, они родили детей, но после этого они подвизались только монашеской жизнью, еще при дворе.

Сама Евдокия была язычницей по рождению, но из очень высокого рода.В начале Vвека в римской империи большинство знати еще оставалось язычниками. Ее отец был очень знаменитым ритором, а ее собственное имя в язычестве было Афинаиса — дочь Афин.

Отец ее воспитал так, что она была одним из самых образованных людей своего времени уже в молодые годы. Она хорошо помнила, большими кусками, наизусть античных философов, особенно Платона, это еще до христианства. И, как многие образованные люди, помнила почти наизусть (или, может быть, совсем наизусть) “Илиаду” и “Одиссею”. Тогда у людей была иначе устроена память. Они огромные тексты держали в голове, особенно тексты стихотворные, но даже и прозаические, Священное Писание, например.

Потом она приняла крещение, перед тем, как выходить замуж за Феодосия Юнейшего, который был императором и из христианской семьи; несколько поколений предков императора были уже христианами. И она очень преуспела в христианской жизни, потому что она ее воспринимала как истинную философию, то, к чему хотели прийти языческие философы, но не могли.

Она была еще замечательным поэтом, она писала такие философские стихи, многие из которых, но, к сожалению, не все, дошли. В частности, она писала в жанре центона — это когда поэма пишется целиком из стихов какого-то известного произведения. Для греческих поэтов это была “Илиада” и “Одиссея”, а для латинских обычно “Энеида” Вергилия. Таким образом она написала “Житие Киприана и Иустины”, перерабатывая широко известную в то время агиографическую легенду в длинную поэму, и еще разные другие стихи.

А потом у нее была сложная церковная жизнь. В 430-е годы, когда она была уже вполне взрослой, она поняла, что не может ужиться при дворе с другой святой женщиной, — оне все были святые, но договориться совершенно не могли, — Пульхерией, которая была родной сестрой императора, а впоследствии императрицей.

Она решает оставить двор, и поскольку она уже жила жизнью монашеской, постараться подвизаться в Палестине у монахов. Тогда она поехала к ним гости надолго. Это было такое паломничество, когда она была одновременно и царицей, которая участвовала в очень торжественных богослужениях с собором епископов, а в какой-то другой жизни она была и просто паломницей. Ее принимала св. Мелания, которая была великой святой и стала ее духовной матерью.

Через некоторое время Евдокия окончательно покидает двор и постригается в монахи. При этом она сама еще была духовной матерью и приемной матерью жившего при византийском дворе сына царя Грузии Петра по прозвищу Ивира, то есть грузина. Он тоже был замечательным человеком, стал монахом под ее влиянием, и ему, с большой долей вероятности, приписываются сочинения, которые известны под именем Дионисия Ареопагита и являются одними из самых великих богословских текстов, которые вообще были написаны в христианской традиции.

Так встретила императрица Евдокия Халкидонский собор, который она, конечно же, отвергла, потому что из Палестины было очень заметно, что слишком сильно влияют на решения Халкидонского собора несториане. И больше всего это было заметно из того, что собор полностью оправдал Иву Эдесского, не только лично, но оправдал и его богословие, как будто бы он ни в чем не виноват. Как мы знаем, это будет впоследствии пересмотрено VВселенским собором, когда богословие Ивы Эдесского будет анафематствовано, хотя лично его уже не анафематствовали.

Тогда были большие смущения в Палестине, и Евдокия в них принимала живейшее участие, но потом св. Симеон Столпник убедил ее принять Халкидонский собор, что она и сделала. И умерла она еще через несколько лет, около 460 года, уже принимая Халкидонский собор.

Так мы видим среди святых, что некоторые из них были царями, но при этом были еще людьми светской культуры, которые в этой культуре оставили очень заметный след, и Евдокия принадлежит к их числу.

И также надо понимать, что и между святыми, как было во времена Евдокии, как бывало и в другие времена, бывают очень большие размолвки. В том числе, и важные для церкви решения изначально оказываются не только не единогласно принятыми святыми, которые, может быть, живут бок о обок, но и вызывают очень большие разделения.

В наше время, когда постоянно происходят различные разделения в церковной жизни, хорошо взирать на примеры тех святых, а к ним самим обращаться с молитвою, чтобы они управили нас в нашем нынешнем сложном положении. Аминь.