Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Жители страны Гергесинской попросили Христа уйти от них, после того как Он исцелил бесноватого; первыми исповедовали Иисуса Христа Богом, прямо Сыном Божиим, бесы, которых Христос изгнал из этого бесноватого; бесы, и просто какие-то злые люди, как оказывается в Евангелии, и вообще в нашей жизни, часто говорят истину; если мы хотим быть христианами, то никакого другого пути, кроме как принять проповедь апостолов, для этого не существует; проповедь апостолов и все дальнейшее Церковное предание, которое продолжает проповедь апостолов — это одна и та же проповедь; Христос распят и воскрес, потому что Он, будучи Сыном Человеческим и совершенным человеком, в то же время был совершенным Богом и Сыном Божиим — в этом и состоит апостольская проповедь; наша истинная вера проявляется не только в нашем самосознании, в том, как мы думаем, что мы веруем, но и в наших делах; бывают какие-то дела, которые могут казаться хорошими, но если они делаются не ради Христа, то не являются делами веры; мы должны внутренне иметь молитву, внутреннее иметь обращение к Богу; нужно соблюдать “эмоциональную диету”.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память святых и первоверховных апостолов Петра и Павла, то есть самых главных среди апостолов. А в тоже время, у нас сегодня воскресный день, поэтому Евангелие мы читали сначала воскресное, а потом то, которое было посвящено празднуемым сегодня апостолам, поэтому получилось очень примечательное совпадение.

Мы начали с воскресного Евангелия, в котором говорилось о том, как Иисус Христос пришел в землю Гергесинскую, когда мало кто еще Его знал. Там жили не иудеи, там жили другие люди, а самое главное, что там ходил некий бесноватый, который наводил страх на всю округу, и никто ничего не мог с ним сделать. Из этого бесноватого Христос изгнал бесов. Но люди той страны вместо того, чтобы обрадоваться, что к ним пришел такой человек, и поступить так, как потом поступят самаритяне — тоже не иудеи, которые попросят Его на несколько дней задержаться в их городе и обратятся от Его проповеди еще раньше, чем Он будет распят и воскреснет, — поступили совершенно иначе.

Эти люди использовали ту же самую свободу воли, которую имеют абсолютно все люди, включая тех самаритян, которые употребили ее во благо, но эти люди употребили ее во зло. Они испугались, не захотели жить с таким человеком. Как говорится в книге Притч Соломоновых, еще в Ветхом Завете, про праведников, что для неправедных людей, для злых он “тяжек есть и видим”, то есть даже посмотреть им на него тяжело, потому что весь его вид их обличает. Вот так же произошло с этими людьми, и когда они попросили об этом Христа, то, конечно же, Он их оставил и пошел дальше.

Но что касается этого бесноватого, который исцелился, то он остался здравым и более здравым, чем его сограждане, которые вроде и не были бесноватыми, но оказались хуже бесноватых. Но самое главное, что бесы, когда их изгоняли, они сказали то, что потом будут проповедовать апостолы. Потому что если мы спросим себя, кто в Евангелии первым исповедовал Иисуса Христа Богом, прямо Сыном Божиим, то ответить надо, что это сделали бесы. Как раз сегодня мы читали, как они это сделали. Они сказали: “Что нам и Тебе, Сын Божий, зачем Ты пришел прежде времени мучить нас?” Конечно, они сделали это без всякой радости — исповедовали Его Сыном Божиим. Но, по крайней мере, они были первыми, кто сказал эту фразу. И когда они ее сказали, еще почти никто в нее не верил или не понимал, если говорить об апостолах.

И неудивительно, что и бесы, и вообще какие-то злые люди, как оказывается в Евангелии, не говоря уже о том, что вообще в нашей жизни, часто говорят какую-то истину. Вспомним, что и Каиафа пророчествовал совершенно справедливо, что лучше одному человеку умереть за народ. Только он имел в виду свое, а, на самом деле, смысл там был другой, но он об этом так и не узнал. Так бывает, что нам нужно слушать истину независимо от того, от кого она исходит, и, что тоже очень важно, независимо от того, насколько сам человек понимает, что он говорит. Наше дело понимать настоящий смысл слов. Сам человек, конечно, тоже должен о себе заботиться, но не нам его судить и не нам смотреть, как это у него получается. Нам надо смотреть за собой.

И если это касается даже того, что говорят бесы, то тем более это касается того, что говорят апостолы, то есть те люди, которые специально посланы Богом, чтобы возвестить нам истину. Что это за люди? Конечно, мы можем и должны сказать, что апостолы, память которых мы сегодня совершаем, и 12 апостолов, праздник которых празднуется завтра в продолжение сегодняшнего, они посланы ко всем нам. Потому что если мы хотим быть христианами, то никакого другого пути, кроме как принять проповедь апостолов, для этого не существует.

Евангелия, которые мы читаем, послания апостольские и Деяния апостолов для этого существуют, но не только они. Все дальнейшее наше церковное Предание, все богослужение, все его элементы, даже те, которые, может быть, возникли совсем недавно (вот, например, будем мы служить службы Царственным мученикам и Елизавете, а когда они сложены, эти службы — в XX веке, может быть даже в XXI что-то уже правили), но, тем не менее, независимо от того, когда те или иные тексты, которыми мы должны назидаться и получать пользу, созданы, они созданы внутри церковного Предания, которое продолжает проповедь апостолов — это одна и та же проповедь.

Нет такого, чтобы у Петра была одна проповедь, а у Павла — другая, или, скажем так, у Петра и Павла — одна, а у Василия Великого и Григория Паламы — другая. Нет, в Церкви всегда только одна проповедь: у Петра, Павла, Иакова, несмотря на то, что они очень различались по многим акцентам, которые они делали в своей проповеди, хотя они все были современниками. Еще больше внешним образом их проповедь отличалась от тех святых, которые жили после, и они тоже жили в разные эпохи, а не в какую-то одну, поэтому между собой они тоже очень сильно различаются.

Дело и в эпохах, и в странах, в которых они жили, и в народах, которым они проповедовали. Это были очень разные страны, разные народы, которым они проповедовали, и разные эпохи, но суть проповеди была одна, потому что проповедовали одного и того же: “Иисуса Христа, и притом распятого”, выражаясь апостольски, но не просто распятого, но и воскресшего. Потому что если бы просто распятого, то это была бы проповедь протестантов какая-то, которые не верят в воскресение, но мы должны верить и в распятие, и в воскресение.

А есть еще мусульмане, которые не верят в распятие. Они считают, что каким-то образом в последний момент Христа подменили, поэтому Он не был распят, а прямо был взят на небо. Но это они верят неправильно, потому что они не верят, что Христос был не просто человеком, с которым происходили какие-то чудеса, и посланником Бога, и пророком, но что Он был Сыном Божиим.

Поэтому мы должны верить не так, как протестанты, не так, как мусульмане, а как православные христиане: что Христос распят и воскрес, потому что Он, будучи Сыном Человеческим и совершенным человеком, в то же время был совершенным Богом и Сыном Божиим. В этом и состоит апостольская проповедь.

А что она означает для нас, если мы в это веруем? Конечно, в какой-то степени, можно судить о нашей вере по нашим ответам на вопрос: “Как ты веруешь?” То есть мы начнем говорить, что я верую так-то и так-то. Но может быть такое, что человек, которого так спросили, ответит все правильно, в соответствии с апостольской проповедью и Символом веры, а тем не менее, верит он на самом деле совершенно иначе.

А может быть такое, что человек начнет “бекать и мекать” в ответ на такой вопрос, и не сможет Символ веры без ошибок по-славянски изложить, а уж если его спросить, что такое-то слово там значит, то он непременно запутается, особенно если спрашивать с пристрастием, но, тем не менее, такой человек может веровать православно и веровать по-апостольски, хотя, конечно, если он чего-то не знает, то это дефект, который желательно исправлять. Но тут бывает всякое, бывают разные неграмотные люди, которые даже и не знали Символа веры, но, тем не менее, они во святых. И бывает сколь угодно часто, гораздо чаще, чем наоборот, что люди знали очень много о православной вере, и искренне думали, что во все это веруют, но они не были православными.

Конечно, понятно о чем я тут говорю: о том, что наша истинная вера проявляется не только в нашем самосознании, в том, как мы думаем, что мы веруем, хотя это тоже очень важно, но и в наших делах. Если говорить по-евангельски, то надо говорить о том, что “вера без дел мертва есть”.

Но что такое дела? В нашем современном мире под делами имеются в виду просто внешние действия, которые заметны со стороны. В христианстве подразумевается под делами кое-что другое, похожее, но не совсем то. А именно: какие-то дела, которые могут казаться хорошими, но если они делаются не ради Христа, то не являются делами веры и ничего не доказывают. Хотя для многих людей, благодаря этим делам, и, может быть, справедливо, мы будем слыть хорошими людьми, может быть, и заслужено, но если это не дела веры, если мы это делаем не для Христа, то и для нас это не будет теми делами, которыми мы наследуем спасение.

И в то же время дела веры могут быть и такими, что они никому совершенно не заметны, потому что самое главное дело веры — оно всегда одно, и все остальные дела веры, если они совершаются ради веры, они являются развитием и продолжением этого одного дела — молитвы. Мы должны внутренне иметь молитву, внутреннее иметь обращение к Богу, тогда все наши дела, какими бы поверхностными и никчемными они ни казались со стороны, они будут делами веры и будут служить нам ко спасению. И наоборот: если мы будем даже очень много делать для нашего ближнего, но при этом утрачивать молитву и отвлекаться, и увлекаться самим этим процессом оказания добра ближнему, уж не говоря о том, что часто бывает, увлекаться тщеславием или корыстью (то есть я делаю ему добро для того, чтобы он мне был благодарен — это пример корысти, или для того, чтобы люди думали, он или еще кто-то, какой я хороший — это пример тщеславия, или для того, чтобы можно было подумать, что пусть даже никто не думает и не знает, какой я хороший, зато я сам знаю, какой я хороший — это пример гордости), и вот если у нас такие мотивации, когда мы делаем добро ближнему, то, конечно, это все греховные мотивации, и дела эти не становятся делами веры.

А если мы просто молимся Богу, и делаем дела, чтобы нам меньше отвлекаться от молитвы, потому что праздность на самом деле больше всего остального, что только бывает на свете, отвлекает от молитвы, — и вот мы просто делаем то, что нам нужно для стяжания какого-то мира душевного и для ограждения своей души, чтобы иметь возможность молиться, тогда это будут по-настоящему хорошие спасительные дела — дела веры. И для того, чтобы это увидеть за собой, нужно следить за тем, как мы отдыхаем. Я, конечно, понимаю, что сто раз уже это говорил, но, во-первых, не все слышали, а во-вторых, кто слышал, те забыли, я в этом уверен, даже если помнят слова. Такие вещи нужно повторять бесконечно.

Если мы посмотрим, как мы отдыхаем, когда мы не спим, что мы еще делаем в качестве отдыха, то по этому мы можем судить о том, что нас на самом деле интересует. Часто бывает так, что нас интересует какое-то совершенно глупое и ненужное нам общение, а часто бывает так, что оно нас даже и не интересует, но по безволию своему мы не можем отказаться, боимся обидеть и т.д. Но если бы мы молились, если бы перед нами был Господь, то мы бы не боялись, нам бы просто в голову не пришло, что можно вот этим заниматься.

Пустые разговоры, особенно по телефону, сидение среднего и старшего поколения перед телевизором, а более молодого поколения — чаще в Интернете, который нельзя сказать, что сильно лучше телевизора — все это такие излишества, которые показывают, что нам тяжело с Богом, что Он нам не нужен, и если Его нет в нашей жизни, это значит, что мы просто сами не хотим Его туда пускать.

А если мы будем просто питаться здоровой пищей, я имею в виду не только физическую пищу (то есть не есть всякие жирные пирожные и другую жирную и трудно усвояемую пищу), но и наши впечатления, нашу “эмоциональную диету”, наш отдых, то тогда мы действительно будем чувствовать себя лучше, свежее и бодрее. Нам захочется молиться, и молиться будет лучше, и сама наша молитва будет нам помогать, — прежде всего, конечно, в спасении души, но и во всех наших житейских делах. И вот тогда мы будем, действительно, слушать апостольскую проповедь, вот тогда она будет нами услышана, и приносить в нас плоды.

Аминь.