Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память Святых Праотец, и в то же время мы читали из Евангелия от Луки притчу о том, как были позваны неким богатым человеком люди соответствующего звания на пир, но они не пришли. И тогда были позваны люди какие попало, и вот они как раз пришли. Эти вещи можно смотреть как взаимосвязанные.

Если мы внимательно посмотрим в родословие Иисуса Христа, то мы там найдем несколько израильских царей после Соломона, потому что они исторически были. Но другой евангелист их пропускает – сразу несколько поколений. Почему? Потому что они все были идолослужителями. Биологически они были из самого что ни на есть избранного рода — потомки Давида, — но они совершенно отпали, и поэтому они не стали прародителями Христа по плоти.

В то же время мы празднуем сегодня память таких святых, которые не принадлежали к Израилю. Мы вспоминаем Мелхиседека, вспоминаем Иова. Все эти ветхозаветные святые не принадлежали народу израильскому, но от этого менее святыми не были, а Мелхиседек был настолько более святой, что от него, как объясняется в Послании к Евреям, Левий благословлялся, будучи еще в чреслах Авраама. То есть Авраам благословлялся от лица Левия на то священство, которое будет установлено в Ветхом Завете. А священство в Новом Завете называется «по чину Мелхиседекову».

Получается, что все перепутано. Как Господь нас учит и в Ветхом Завете, и в Новом? Одинаково, но люди никогда не понимают. Сначала устанавливаются жесткие правила, что должно быть только так и больше никак, и потом они очень грубо нарушаются.  Потому что, с одной стороны, мы должны понимать правила, а, с другой, мы должны понимать, что правила ради Бога, ради нашего познания Бога, а не для того, чтобы нам Его заменять.

Правила инструментальны, поэтому Господь обязательно их будет нарушать, причем в наиболее важных вещах Он их тем более будет нарушать. Это начинается даже с сотворения мира. Были сотворены ангелы и были сотворены люди, и ангелы находятся выше. Но Бог стал человеком, и в результате вся иерархия, оставаясь такой, как она есть, не разваливаясь, перевернулась — оказалось, что природа человеческая выше ангельской, потому что именно человеческая природа была взята на Себя Богом.

Так вот во всей нашей жизни, и об этом, к сожалению, говорит нам сегодняшняя притча. Приходят люди в Церковь — например, мы, — и все это очень увлекательно, раз мы приходим. Нам интересно, может быть, читать Евангелие или еще что-то, а потом выясняется, что мы как-то и не очень приходим. Многие люди, может быть, и пришли, но они были зваными, но не избранными. В чем это часто проявляется?

Очень часто это проявляется в том, что люди попытались как-то пожить церковно, сколько-то лет, а потом это приводит только к разочарованию. Либо им просто надоедает, либо они как-то мучаются, что у них ничего не получается, и бросают все это дело с отчаянием,  пытаются заняться новыми практиками и так далее. Это мы все время наблюдаем.

Особенно это касается тех, кто приходит в молодом возрасте, когда еще жизни не видел, но тут вот увидел такое красивое православие, которое очень легко выигрывает в конкурентной борьбе у того, что этот молодой человек видел еще где-то, а потом жизненный опыт набирается, православие надоедает и меркнет, и, конечно, такие люди постепенно куда-то уходят. Можно заметить, что многие из тех, кто в девяностые годы в молодом возрасте воцерковились, уже куда-то исчезли именно по этой причине.

А как люди бывают избранными? Об этом очень хорошо говорит сегодняшняя притча как раз. Вот если бы те, которых позвали на пир, может быть, и имели все эти дела, которые их отвлекали, но при этом они были очень голодны, то, наверное, они бы все-таки пошли на пир, потому что поесть – это все-таки важнее. То есть они не считали себя голодными. Конечно, они ошибались в этом, если посмотрим на духовный смысл, но сами они считали, что им особо не надо, и поэтому пир как таковой их не привлекал. Ну а просто из уважения к позвавшему они понимали, что надо прийти, но очень много всего отвлекало, и они не пришли.

Вот так же номинально православных людей Церковь как таковая не привлекает, но из уважения к самым важным вещам, к какой-то компании люди считают, что ходить в церковь надо. Но их столько всего другого отвлекает, что в результате они все равно не приходят. И так вот отпадают.

А кто пришел? Всякие бедные люди. Они уже настолько хотели есть, что не очень разбирались, кто конкретно их зовет. Вот то же самое бывает и с приходящими в Церковь. Есть такая категория людей – обычно это бывает в среднем возрасте или чуть позже, хотя и бывают исключения, — что люди уже «пообломались», много всего посмотрели и видят, что в своей жизни им зацепиться-то не за что. И вся надежда на то, чтобы хоть как-то выжить, — это именно Церковь.

Причем все это для них серьезно, потому что они понимают, что жизнь не такая, как кажется в молодости, — будто она будет всегда и продолжается сама собой, — а уже совершенно понятно, что можно и не выжить, если представить на себе, как это все бывает: уже много жизненного опыта со всякими там опасностями. Им не нужно, чтобы было как-то все очень интересно, им не нужно, чтобы пища казалась особо привлекательной по вкусу, но нужно, чтобы она пополняла жизненные силы хотя бы.

Вот такие люди приходят «по-взрослому» и остаются верующими. Вот такие получаются избранными, хотя они плохо все знают, потому что вместо того, чтобы учить церковную премудрость, они в жизни занимались совершенно другим – хорошим или плохим, это уже как кому повезло. Это оказывается все неважно, если только они стали по-настоящему верующими, потому что таким образом можно спасаться.

И независимо от того, какая биография у каждого из нас, надо приходить в такое состояние, в котором находится человек бедный, которого позвали, и он не может что-то предпочесть еде, имея потребность в ней. И если его позвали еще и на какой-то пир, то это уже не вопрос совсем – надо идти туда, а другие дела даже и вспомнить невозможно.

Вот такое у нас должно быть отношение к нашему пребыванию в Церкви. Тогда мы, как это ни смешно, будем не только зваными, но еще и избранными.

Аминь.

епископ Григорий