История праздника и его связь с ветхозаветными праздниками. Божия Матерь — Кивот Господень. На Ее Успение собралась вся Церковь земная и небесная. И в праздник Успения тоже все христиане собираются в церковь после летнего отсутствия. Начинается трудовой год, и надо собраться внутренне и просить помощи Божией Матери на предстоящий год и все наши дела.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем праздник, который заканчивает собой цикл великих годичных праздников, потому что перед самым концом церковного года совершается этот праздник в честь Божией Матери — Ее Успение, т.е. день ее смерти, а точнее говоря, несколько дней, в течение которых Она готовилась к смерти, потом умерла, а потом на третий день Господь Ее воскресил, и тело Ее было вознесено на небо. И этот праздник не просто является одним из самых главных в христианской Церкви, но он и изначально был унаследован от Церкви ветхозаветной. И в очень раннем христианском рассказе об успении Божией Матери, идущем, безусловно, от предания I века, говорится о том, как Божия Матерь совершала этот ветхозаветный праздник, и именно на этот праздник Она и умерла, т.е. тем самым Она готовилась к своему собственному погребению. Этот праздник несколько раз отразился в нашем христианском календаре — например, в празднике Воздвижения Креста Господня, — и представляет собой праздничный период из пяти дней, от Дня Очищения, когда происходит через покаяние прощение всех грехов, до Праздника Кущей. Праздник Кущей указывал на будущую Церковь, в более узком смысле — на будущую скинию в виде храма, который еще не был построен во время странствия евреев в пустыне, а главное — на Церковь небесную, которую прообразуют и храм ветхозаветный, и все наши христианские храмы.
Но по преимуществу таким храмом является Божия Матерь, и даже не просто храмом, хотя Ее нередко называют “храмом Божества”, но особенно самой священной частью, которая была в ветхозаветном Храме, — Кивотом Божиим, местом непосредственного пребывания Бога. Недаром о Ней много раз поется в церковных песнопениях как о Божественном Кивоте, и это особенно видно в праздник Ее Успения, потому что когда Она преставилась, Апостолы из Сионской горницы, где Она преставилась, шли в Гефсиманию, где Она должна была быть погребена, и они несли Ее тело так же, как когда-то несли израильтяне кивот Господень в пустыне, и защищали тело Ее от посягательств иудеев, и с этим связана чудесная история, которую все православные христиане должны помнить. И вообще, нужно, конечно, читать об основных праздниках христианских и знать их содержание, потому что всего я пересказать тут не могу.
И вот, получается, что в этом празднике, во время Своего Успения, Божия Матерь прославилась именно как Церковь. И действительно, на Ее погребение собралась вся Церковь земная и небесная. Земную Церковь представляли Апостолы, которые в то время были еще живы, но уже рассеялись по всему свету, и они чудесным образом были собраны в Иерусалим, где постоянно при Божией Матери находились только Иоанн Богослов и Иаков, брат Божий, который был главой Иерусалимской общины христиан. А когда душа Божией Матери возносилась на небо, открылись небеса и были видны ангельские чиноначалия, которые тоже соприсутствовали при Успении Богоматери.
И вот, для христиан, по крайней мере, в нашей жизни праздник Успения тоже служит таким днем, когда мы все собираемся в церковь. Потому что так получается всегда, что летом почти все прихожане рассеиваются, уезжают, кто по делам, а кто, наоборот, отдыхать, и происходит некое оскудение рядов; и вот, именно в праздник Успения все наконец приезжают в город перед началом учебного года, все стараются придти на этот праздник, и конечно, это слава Богу. И хотя в этот праздник у нас вроде бы кончается церковный год, по крайней мере, кончаются большие праздники, но для нас, скорее, год начинается. И недаром на Руси испокон веков именно праздник Успения понимали как праздник начала года, начала трудовой деятельности в течение всего года, и считалось особо важным отпраздновать по-церковному этот праздник, т.е. исповедаться и причаститься, чтобы получить благословение Божией Матери на все дела, которыми предстоит заниматься в наступающем трудовом году. Действительно, ведь для всех нас трудовой год начинается не в Новый год, 1 января, и не в старый Новый год, 14 января нового стиля, а с началом осени. И как раз перед этим последний праздник — это Успение Божией Матери. И поэтому и в догматическом, и мистическом смысле этот праздник являет нам Божию Матерь как Церковь и является праздником Церкви в лице Божией Матери, и в организации нашей жизни бытовой этот праздник тоже привлекает нас в церковь и напоминает нам о Церкви.
И вот, теперь нам всем надо собраться; надо понять, что если мы позволили себе как-то расслабиться во время летнего отдыха, то это должно отойти в прошлое, и сейчас уже надо собраться внутренне, собраться не просто волевым усилием (потому что такие волевые усилия либо просто оказываются неудачными, либо приводят к дурным результатам), а собраться молитвенным усилием, т.е. обратившись к Божией Матери и Господу Иисусу Христу, чтобы наше внимание от Них не уклонялось, чтобы мы Их искали и старались понять, в чем состоит Божия воля в каждом конкретном случае нашей жизни, и исполнить ее; чтобы мы перестали думать об отдыхе, потому что мы уже так или иначе достаточно отдохнули, и уже хватит. Все равно мы знаем, и нужно себе об этом постоянно напоминать, что настоящий отдых у нас будет только на том свете. Хороший он будет или плохой — это уже другой вопрос; но тогда уже будет можно ни к чему себя не понуждать. А до тех пор никакого отдыха по-настоящему у нас быть не может, а может быть только отдых относительный. Но сейчас уже прошло и время такого относительного отдыха, и нужно настраиваться на работу, и надо настраиваться на нее, конечно же, не в грустном состоянии — что вот, прошло хорошее время, и начинается плохое, — а именно в бодром и веселом, понимая, что если мы пребываем с Божией Матерью, с Господом Иисусом Христом и со всеми святыми, т.е. со всей Церковью, то тогда нам ничто не страшно, и все хорошо; а если мы пребываем без них даже в самых, вроде бы, внешне благоприятных условиях, то все бывает наоборот. Все это мы уже хорошо знаем, по своему личному опыту. И вот, не будем об этом забывать. Поэтому настроимся на работу, на труд, но прежде всего — на внимание и на труд молитвенный. Аминь.