Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня у нас предпасхальная служба, а отчасти уже не предпасхальная, а пасхальная, а Пасха – это такой день, когда многие люди думают о том, чтобы начать свою христианскую жизнь. Или, по крайней мере, издали посмотреть, что же такое в церкви происходит. И они думают совершенно правильно, потому что Церковь на Пасху особенно обращается к тем, кто только собирается стать христианами, не говоря о том, что это торжественное время, когда совершалось крещение оглашенных, когда таинство святого крещения принималось теми, кто до этого долго к нему готовился.
Поэтому за литургией мы пели вместо обычного «Святый Боже» «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». То же самое будет и на ночной службе, на Пасху, и во всю пасхальную неделю. Эта фраза из Послания к Галатам апостола Павла означает, что вы, которые во Христа крестились, вы во Христа облеклись. Но, конечно, есть люди, и их немало сейчас, которые приходят в самый торжественный день – а нет боле торжественного дня в Церкви, чем Пасха, – чтобы просто посмотреть и, может быть, помолиться. Кто-то просто решили прийти помолиться, но еще к Церкви присоединяться им рано – или потому что они и сами осознают, что рано, или потому что они, может быть, сами и не очень сознают, но к церковной жизни они не готовы, даже к тому, чтобы просто ее начать.
И правильно делают, что приходят. Приходить должны все для того, чтобы всем стать ближе к Богу, исходя из того, где они сейчас, и стать не там, где они сейчас, а куда-то в другое место, которое ближе к Богу. И для каждого здесь есть какая-то возможность. И это касается даже тех людей, которые не один год и не одно десятилетие ходят в церковь, потому что и для них каждый пасхальный период – это определенная ступенька, которая не может не быть ступенькой, не может оставлять их там, где они были. Они идут либо вверх, либо вниз. В духовной жизни вообще не получается оставаться там, где ты находишься – ты идешь либо вверх, либо вниз. И, конечно, в целом жизнь христианина, и вообще духовная жизнь, похожа на синусоиду, которая куда-то все же куда-то выводит – либо вверх, либо вниз.
И сейчас тому, кто пришел, но кто еще никак не принадлежит к Церкви, что ему надо сделать на Пасху, если ему все-таки кажется, что в Церкви есть какая-то истина, которую надо узнать? Ответ простой: надо приходить в церковь молиться тогда, когда душа велит, когда просто захочется, а не чувствовать себя связанным каким-то днем, праздником. В любой день надо обязательно прийти, когда только есть потребность помолиться. Это может быть даже такое время, когда в церкви службы нет. Но очень хорошо приходить тогда, когда служба есть, пусть и не на всю службу, а на некоторую ее часть. И стараться что-то узнавать – и этого уже будет немало.
И надо начинать молиться дома. Это вот с одной стороны – начинать молиться, а с другой стороны — надо что-то и почитать. Тут трудно сказать, кому что читать, но есть то, что можно почитать всем с пользой. Это Евангелие.
Евангелия интересны, а если они кажутся тяжелыми и непонятными, можно сделать, как один опытный человек посоветовал делать – начать с самого маленького Евангелия, а это Евангелие от Марка, и прочитать хотя бы его. Это очень компактный способ потратить минимум сил и минимум времени на то, чтобы узнать в общих чертах, о чем речь.
Потом, если захочется узнать подробнее, можно будет читать и другие Евангелия. И читать их надо очень небольшими кусочками – не надо стремиться прочитать всю главу сразу. Это много, главы там большие. А хорошо, например, стремиться прочитать половину страницы или страницу. Для чтения за один день это очень неплохо. Если стараться запомнить то, что мы прочитали, особенно, если двигаться регулярно, каждый день, то это очень изменит состояние. И станет понятно, что делать дальше. Ну и конечно, надо спрашивать совета у тех людей, которых вы считаете не обязательно опытными, но хотя бы знающими что-то такое, чего вы не знаете. Почему же не спросить, если они знают, а вы не знаете? Здесь речь идет только о совете.
Но главное, что ко всему надо относиться серьезно. Главное, надо понимать, что та жизнь, которой мы все вроде бы живем, у нас одинаковая – одна и та же погода, одна и та же политическая обстановка, одни и те же болезни, семейные проблемы, проблемы на работе или, наоборот, радости, — христиане тоже живут такой жизнью. Но если мы становимся христианами, то мы приобретаем другую жизнь, несравненно более важную, которая меняет и вот эту бытовую жизнь, которой мы будем продолжать жить. Как меняет?
С одной стороны, страшное становится нестрашным и имеет над нами очень малую власть, а потом, если мы станем христианами, то и вообще никакой. А с другой стороны, появляется даже в самой этой бытовой жизни другое измерение, которое делает его совершенно по-другому ценной и по-другому важной. Но это не объяснить тому, кто этого не вкусил. Это просто надо попробовать, и не надо бояться этого.
Аминь.