Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Воспользуюсь тем, что нет огромного шума от жаждущих взять воду. В день Богоявления никогда не удается рассказать о Богоявлении, потому что люди приходят только за водой и ничего больше слушать не хотят. А сейчас все-таки немножко спокойнее и свободнее, поэтому можно сказать несколько слов о сегодняшнем празднике.

О чем этот праздник Богоявления? О том, что Христос пришел к Иоанну просить его крещения. Крещение его было крещением покаяния. А в чем было каяться Христу, если у Него не было грехов? И, понимая это, Иоанн говорит ему, что Он не должен у него креститься. А Христос отвечает, что нет, должен, «надлежит нам исполнить всякую правду». Какая же в этом состоит правда? Почему это так нужно? Если не вдаваться в подробности и не копать глубоко, то можно сказать так (это будет правильно, просто это будет очень поверхностно, но уже тоже хорошо): что Христос принимает человеческое естество в том его состоянии, в котором оно было. А оно было в плохом состоянии, потому что оно было в том состоянии, в котором его исказил грех. И хоть сам Он не принимает никакого греха и действительно не имел нужды в покаянии, Он говорит, что у него такое же человеческое естество, как у всех. То есть оно только одно и было человеческое естество – общее для всех людей. И оно тоже нуждается в омовении. Если не от грехов, то от чего? Когда человек омывается от грехов, то тогда становится видно, что он есть сам по себе, и открывается путь к дальнейшему совершенству.

А когда Христос омывается от тех последствий греха, которые Он принял на себя добровольно, хотя никак не был в этом виноват, то что открывается? В древних рассказах об этом событии (по крайней мере, Ефрем Сирин так считал и многие святые отцы) даже говорилось, что воды изнутри засияли светом. Это рассказ, который не вошел в наше Евангелие, но который передавался ранними христианами настолько авторитетно, что многие святые отцы считали, что это все равно правда. В любом случае, отверзлись небеса и был глас оттуда «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». И в символическом виде голубя явился и Святый Дух, снисходящий на Иисуса. То есть что открылось, если очень коротко это подытожить? Открылось, что Он – Бог. И открылось Его Божество, когда были сняты те покровы, которые стали именно следствием греха и были приняты Богом в воплощении. Но потом, конечно, служение Христово продолжалось опять под этими покровами, и они еще снимались до Воскресения только один раз – во время Преображения. По крайней мере, Евангелия нам больше ни о чем таком не рассказывают.

Это говорит нам о том, чем мы являемся и чем мы должны стать. Являемся мы, конечно, не тем, чем, как нам со всех сторон совершенно искренне утверждают, человек является. Что человек слаб, порочен и так далее. Если мы смотрим по факту или по статистике, то мы действительно ничего другого не видим. Даже если мы занимаемся небольшим самонаблюдением, то есть за собой немножко проследим, чего мы хотим и что мы делаем на самом деле, то, скорее всего, мы тоже ничего другого не увидим. Но это впечатление все равно ложное, хотя оно подтверждается всем опытом. Потому что есть некоторый другой опыт, которым оно не подтверждается.

А оно заключается в том, что внутри нас есть нечто другое, заложенное Богом, и даже более того – Сам Бог оказывается внутри нас. Причем не только когда мы придем в церковь – там уже все по-другому, там все сильнее и важнее, там уже Тело Христово прямо в нас оказывается, воплощение Бога. Но для того чтобы быть просто человеком, нам уже нужно некоторое в нас присутствие Бога, которое в Библии называется (и поэтому и у святых отцов тоже так называется) образом Божиим. И это есть, и это нас толкает к Богу. Это не просто то, что что-то на что-то похоже. А это именно особое присутствие Бога в каждом человеке от природы. И человек может либо его развивать, помогать ему проявляться больше и больше, чтобы он весь в конце концов был этим охвачен, чему и служит христианство и что начинается с события крещения Христова во Иордане. Но может, конечно, действовать и наоборот. И тогда вместо образа Божия получается образ животный, может быть, а дальше и бесовский. Это то, что мы открываем каждый в себе.

Надо доверять Богу и надо смотреть не на свою немощь, а на силу Божию, которая в немощи совершается. И как это бывает, показал нам Христос в сегодняшнем событии.

Аминь.

епископ Григорий