Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем празднование Входа Господня в Иерусалим. Всегда бывает трудно объяснить и трудно понять, в чем состоит смысл этого праздника. С этой трудностью сталкиваемся не только мы, и сталкивались не только святые отцы, которые были в течение всех этих веков, но даже у евангелистов эта трудность заметна, потому что если мы читаем в синоптических евангелиях у Матфея и Луки, то становится непонятно, почему же все так приветствовали Иисуса. Но читая Евангелие от Иоанна, мы понимаем, почему: Он только что воскресил Лазаря, и именно это чудо, совершенное на глазах всех, и стало причиной такой встречи, такой реакции людей. Но у других евангелистов ничего не сообщается о воскрешении Лазаря.

Но далее по-разному говорится о том, что Он делал, когда Он вошел в Иерусалим. Конечно, самое главное, что Мессия вошел в Своей Собственный город – все евангелисты согласны, какие пророчества о Мессии при этом исполнились. Евангелист Лука дает понять, что Он сразу пошел в Храм и очистил его.

Но как бы там исторически ни происходило, понятно, что Мессия пришел и резко изменил жизнь. И вот в евангелии от Иоанна можно не то что бы прямо прочитать, но при внимательном чтении и некотором анализе можно догадаться, что дальше все события развивались не так компактно, как мы сейчас вспоминаем, — в течение одной недели, — а там было две недели. С этим согласен Иосиф Флавий, который тоже описывал, что делал Иисус в это время (этот рассказ сохранился в славянской версии, которая, вероятно, отражает первоначальную редакцию Иосифа Флавия). Действительно, против Него возмутились фарисеи, как евангелисты об этом сообщают, и Он от них убежал — ушел из Иерусалима опять, — а через некоторое время вернулся, потом произошли еще события, и все это в целом заняло времени около двух недель.

Но это все не так важно, как конкретно происходили эти события хронологически, а важно, что они значили и зачем. И вот благодаря свидетельству Иоанна мы понимаем, что все началось с воскрешения Лазаря, а продолжилось торжественным входом Мессии. А кто такой Мессия? О нем говорил Иаков в пророчествах, данных своим сыновьям – это было в пророчестве для Иуды, от которого произошел Мессия, — о том, что произойдет из него Мессия, и Он войдет сидя на осле, но войдет фактически как царь.

И ясно говорит пророк Захария, который цитируется евангелистами, о том, что «радуйся, дщи Сионя, се Царь твой грядет спасаяй». То есть это приходит Царь. И Царь Давид в псалме к этому добавляет: «из уст младенец и ссущих – то есть грудных младенцев, сосущих — совершил еси хвалу». То есть те, кто не могут реагировать сознательно, а подвигаются просто Божиим мановением как младенцы или как эти животные, на которых въехал Иисус в Иерусалим, так вот они подвигнуты Богом для того, чтобы с хвалой встретить Мессию.

Почему это вызвало такое озлобление многих людей настолько, что тогда и было принято окончательное решение Иисуса убить? Казалось бы – что от Него плохого? Да, Он претендует на то, что Он Царь, но Он же ни у кого земной власти не пытается отнимать. Если Он воскрешает мертвых иногда, если Он постоянно лечит больных, то, казалось бы, надо такого человека всячески любить и приветствовать, стараться удержать у себя. Но мы уже помним пример жителей страны Гергесинской, которые не были иудеями, и которые просто по-хорошему попросили Иисуса больше у них не оставаться, хотя Он исцелил их бесноватого, — потому что тяжело это вытерпеть.

Тем более это касается иудеев, для которых Он бы своим – поэтому вытерпеть это еще тяжелее. Он был ближе к ним, и поэтому что-то в них затрагивал и переворачивал. Вот что же это? Отчасти это можно понять просто из самонаблюдения, потому что какие у нас отношения с Богом, такие отношения с Богом и у целых народов бывают.

Мы хотим прямой помощи Божией в каких-то делах. Вообще, мы хотим быть с Богом, если мы верующие хоть в какой-то степени. И Бог откликается на эту просьбу и помогает нам вот таким исключительным способом, как, например воскрешение Лазаря. Действительно, Он приходит в нашу жизнь, и Сам начинает там действовать, потому что мы сами просили. А если бы мы не просили, то Он бы и не захотел прийти, а значит и не мог – для Бога это совпадающие понятия.

Дальше получается, что Он оказывается в нашей жизни Царем. Но каждый сам хочет быть в своей жизни царем. Да, те проблемы, которые в жизни были до пришествия в нее Бога, они разрешаются и перестают быть проблемами, можно сказать, если ты живешь с Богом. Но возникает один маленький нюанс – у тебя не остается жизни той, которой ты жил.

Это можно понять на примере алкоголиков, которые могут бросить пить на время. И тогда они чувствуют пустоту, лучше им не становится. Физически им лучше, потому что они не пьют, и так можно дольше прожить, чем если они будут продолжать пить. Но тогда возникает известный вопрос: Доктор, я жить буду? – А смысл? — отвечает доктор.

Той жизни, которой хотелось – ее нет. Язычники, как и христиане, когда они приходят, хотят, чтобы Бог помогал им в их делах, чтоб Он был у них на побегушках, грубо говоря. Хорошо иметь всемогущего слугу – Алладина и его волшебную лампу. Можно верить в такого бога, думая, что это бог христианский. Но это ошибка. Верить можно во что угодно, но Бог не будет джинном из волшебной лампы, который во всем помогает.

Бог действительно помогает во всем, но тогда уже вся жизнь становится другая. И если ты хочешь именно этого, чтобы вся жизнь твоя стала другая, и ты хочешь жить с Богом, то тогда тебе эта помощь Божия, действительно, нужна. Тогда ты хочешь оставить все, что ты имел, и идти за Христом так, как пошли за Ним апостолы. Но для этого надо хотеть изменить свою жизнь, а обычно люди этого не хотят.

У современных богословов даже есть такое возражение на то, что Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом: зачем мне становиться Богом – я хочу стать человеком. Православие, конечно, не предполагает, что ты перестанешь быть человеком, но оно стоит на том, что человек должен стать Богом. И только в этом случае он становится человеком, каким его Бог задумал, – не создал, а задумал. А создал Он его способным к развитию.

И вот если я этому не сочувствую, то помощь в том виде, в котором Бог ее предлагает и дает со Своими целями, она мне не нужна, я ее отвергаю, даже если я ее получаю. Я уподобляюсь иудеям, чьих больных Бог исцелял и чьих мертвых воскрешал, и уподобляюсь жителям страны Гергесинской, чьего бесноватого Бог исцелил.

Поэтому надо выбирать в отношении с Богом: будем ли мы жить, как язычники, которые верят не в Христа, а в Деда Мороза, а потом огорчаются, что Дед Мороз «зажилил» подарки и допустил всякие неприятности, или мы все-таки будет христианами. А если мы будем христианами, то надо понимать, что помощь Божия будет совершенно любого размера, любого уровня и в любой ситуации. Она может приходить самыми неправдоподобными способами, и вообще не имеет совершенно никаких ограничений.

Но она имеет одно важное ограничение, которое находится в нашей свободной воле, – принимаем мы ее или нет. Если принимаем, то мы принимаем именно Бога, и нам наша жизнь как таковая не нужна, нам нужна жизнь  Бога в нас – вот это и будет нашей жизнью.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)