История праздника. Это праздник Святого Сиона. Богословское содержание праздника: дарование Нового Завета на Сионе. Душевное содержание: внутренний Сион — храм нашего сердца. К Новому Завету приходят через Ветхий. Постепенность в духовной жизни.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, в Неделю по Рождестве Христовом, мы, как всегда в этот день, совершаем память Давида-царя, Иакова, брата Господня, и Иосифа Обручника. Память Иосифа Обручника появилась в этот день уже в довольно позднее время, хотя все это было еще в Византии, потому что после каждого великого праздника положено праздновать отдельно память тех, кто имел к нему особое отношение. Святой Иосиф Обручник, разумеется, был в числе тех, кто имел особое отношение, если так можно выразиться, к Рождеству Христову, и поэтому на второй день по Рождестве Христовом был Собор Пресвятой Богородицы, т.е. праздник в честь Божией Матери, и еще есть особый праздник в честь Иосифа Обручника. А вот особый праздник в честь Давида-царя и Иакова, брата Господня, — это праздник древний; только не древняя дата его празднования, потому что в древности он праздновался в Иерусалиме 25 декабря, а Рождество Христово в этот день никогда не праздновалось; в Иерусалиме вообще только в VI веке стали его праздновать в этот день — правда, тогда уже во всем мире его в этот день праздновали. А в древности Рождество Христово праздновалось в один день с Крещением, и эти праздники не разделялись. Праздник 25 декабря в Иерусалиме был большим, и поэтому когда дата эта оказалась занятой Рождеством Христовым, праздник не отменился, а просто был перенесен на другой день — на ближайшее к Рождеству воскресенье, которое попадает в период попразднства Рождества.
Что же это за праздник? Какой смысл имеет празднование памяти святых Давида-царя и Иакова, брата Господня? Ведь они жили в совершенно разное время; конечно, они имеют отношение к Рождеству Христову, но святой Иаков имеет к нему не большее отношение, чем остальные дети праведного Иосифа; а память царя Давида и так уже праздновалась и в Неделю святых отец, и в Неделю святых праотец, — и зачем же еще один праздник? А дело в том, что это был праздник Святого Сиона, и в Иерусалиме во дни праздников все верующие собирались в каком-то особом месте, где и происходило празднование. И в это день, 25 декабря, празднование происходило на Сионском холме. Почему же там? Потому что там была могила царя Давида. Давид — это тот, кто основал Сион, тот, кто выбрал его как место для будущего Храма, хотя Храм построил его сын Соломон. И именно при Давиде Сион стал святым местом. И по преданию, которое до сих пор сохраняется, именно на этом холме, которые издавна почитался христианами, находится могила Давида. И там было такое здание, от которого археологи в 1985 году нашли фундамент, которое и было Сионской горницей. Вот там же, на Сионе, был первосвященником Иаков, брат Господень. Потому что церковное предание — и это предание очень древнее, хроника II века, Эгисиппа, сохранившаяся фрагментами у Евсевия Кесарийского, — говорит о нем, что он был первосвященником Ветхого Завета и одновременно Господним братом по плоти, т.е. сыном Иосифа Обручника от первого брака, и он стал главой — об этом говорит и книга Деяний Апостольских — христианской общины в Иерусалиме. А христианская община в Иерусалиме была, естественно, самой главной в первом и втором поколениях христиан. И поэтому Сион, Сионская горница, где изначально собирались христиане, как об этом повествуется в книге Деяний Апостолов, была не только первым постоянным святилищем Ветхого Завета, заменившим переносную скинию, сопровождавшую израильтян во время их странствия по пустыни, но стала также и первым центром христианской жизни, первым христианским храмом. И если ветхозаветный Сион был избран Давидом, то новозаветный Сион был избран Иаковом, который стал там первым первосвященником. Поэтому неудивительно, что память и того, и другого совершалась на Сионе. Таково вкратце историческое происхождение этого праздника.
Что же это значит для нас духовно, прежде всего богословски? Пророк Исаия говорит: “От Сиона изыдет закон”. Какой же это закон? Если буквально понимать эти слова, то можно подумать, что речь идет о Ветхом Завете. Но мы знаем, что Ветхий Закон был дан вовсе не на Сионе, а гораздо раньше, при Моисее на горе Синай. И в Послании апостола Павла к Евреям мы можем прочесть целое рассуждение о Синае и Сионе, где Синай является символом Ветхого Завета, а Сион — символом Нового Завета. И вот, в этом месте Послания к Евреям показывается, насколько Новый Завет превосходит Ветхий, и все это говорится на языке символов, и превосходство Нового Завета показано как превосходство Сиона над Синаем. И получается, что тот закон, о котором пророчествовалось, что он изыдет от Сиона, это не только закон ветхий; хотя и ветхий закон в какой-то мере исходил от Сиона, потому что там был храм, и там были найдены книги Ветхого Завета после того, как во время Вавилонского пленения эти книги были потеряны, т.е. закон обновился на Сионе. Но все-таки главный смысл пророчества не в этом, а в том, что от Сиона выйдет новый закон, т.е. Новый Завет, — что и произошло во времена Иисуса Христа. Таково догматическое содержание христианского почитания Сиона, которое связано не только с местом — хотя с местом оно тоже связано, потому что Сион всегда был для христиан священным, и в Византии там построили базилику; сейчас, к сожалению, там никакого храма нет, а стоит только поздняя постройка, так называемая “могила Давида”, и рядом неправославный армянский монастырь. Но главное в почитании Сиона — это все-таки догматика, потому что Сион является символом Нового Завета, который мы должны почитать. И вот, дарование Завета христианской Церкви, превращение ветхозаветной Церкви в новозаветную является содержанием сегодняшнего праздника.
Но все догматические праздники мы должны понимать также и душевно. То есть помимо того, что для домостроительства нашего спасения этот праздник имеет то значение, о котором мы сейчас говорили, он также значит нечто и для духовной жизни каждого христианина, т.е. каждого из нас. И что такое Сион в смысле духовном? Сион — это храм, точнее говоря, это святое святых исторически, а значит, в смысле душевном, как толкуют святые отцы, это наше сердце, в котором наш ум, наш дух является первосвященником, который приносит Богу жертвы, — и это либо чистые жертвы Богу, или жертвы нечистые, о которых мы, может быть, думаем, что приносим их Богу, но которые на самом деле подобны жертве Каина и приносятся диаволу. И в этом смысле праздник Сиона — это праздник некоего внутреннего нашего храма, от которого “изыдет закон”. И как из храма вещественного на Сионе сначала исходил закон ветхий, а потом новый, так и из нашего внутреннего храма исходит сначала закон ветхий, а потом новый. И не надо думать, что раз мы христиане, то мы сразу оказываемся в Новом Завете. Потому что в Новом Завете оказываются только те, кто прошел через Ветхий; только через послушание ветхому закону открывается новый. И поэтому Христос говорит, что Он пришел не разорить закон, а исполнить, а потому те, кто пошли за Христом, тоже должны не разорять и отвергать ветхий закон, а именно исполнять.
Что же значит для нас исполнить ветхий закон? Это значит исполнять заповеди. И разумеется, имеется в виду не то, чтобы исполнять буквально ветхозаветные заповеди так, как они изложены в Библии, но то, чтобы исполнять их так, как объясняют святые отцы. Все, что касается всяких внешних добродетелей, начиная от нашего распорядка дня и кончая нашим общением с ближними, распорядком молитв и богослужений, — все это относится к ветхому человеку и ветхому закону, то есть это то, что мы должны исполнять, чтобы избежать наказания, а также для того, чтобы принять новый закон или Новый Завет, который мы должны исполнять для того, чтобы наследовать Царствие Небесное. Потому что это именно то, путь к чему прокладывал ветхий закон и что даровал Христос. И поэтому единственный путь — это исполнять заповеди: такие, казалось бы, механические, такие, казалось бы, не соответствующие любви, — а они действительно соответствуют ей только косвенно, поскольку они дарованы человеколюбием Божиим, а больше соответствуют нашему нынешнему далекому от любви состоянию, нашему сердечному ожесточению,— и нам и не нужно, чтобы они соответствовали духу любви, которого у нас нет, а нужно, чтобы они соответствовали тому, что у нас есть, то есть сердечному ожесточению и всяким прочим порокам, чтобы их исправлять.
Вот это и выводит нас к тому, чтобы принять благодать Святаго Духа, то есть действительно Новый Завет. И не надо думать о том, что вот, я исполню то и то, и тогда смогу любить всех людей. Это приходит само, по мере исполнения тех самых заповедей, которые, так сказать, несколько тупые и тяжелые и состоят из Ветхого Завета. А духовная легкость наступит сама и без всякого нашего усилия, потому что то, что наступает с нашим усилием, — это во многих случаях вещи очень важные для нашего спасения, но это никогда не есть плод духовный. Потому что плод духовный не зависит прямо от этих усилий.
Поэтому будем стараться делать свое дело, которое прежде всего состоит в исполнении закона, и тогда мы можем не сомневаться, что Господь сделает Свое дело, и всяко лучше, чем это могли бы сделать мы, тем более, что мы вообще это не можем сделать. И будем смиренно сознавать себя под законом, который соответствует не тому, что заповедано в Евангелии, а тому, что заповедано в Ветхом Завете, и тогда Господь поможет нам соответствовать тому, что написано в Евангелии. Аминь.