Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник всех святых Российской церкви – святых разных народов, которые жили на территории всей Российской империи и далеко за ее пределами. Под Россией подразумевается не только Российская империя, которая включает на западе Царство Польское, а на востоке Аляску, но она так же включает Японию, Китай, которые никогда не были Российским государством, но там была Российская церковь, и там успели просиять святые: в Китае – святые мученики боксерского восстания 1900 года, в Японии – Николай Японский, но и не только он, просто другие японские святые менее известны. Многие из них принадлежали к тем самым народам, среди которых проповедовали наши православные. И вот память всех их мы сегодня совершаем.

Также мы сегодня совершаем память новомучеников и исповедников Российских в числе прочих святых, но не выделяя их специально, потому что для них есть особый праздник. Мы всегда должны понимать, что больше всего святых Российская Церковь принесла именно в числе новомучеников и исповедников в ХХ веке. Это было огромное количество мучеников, которое превосходило суммарное количество мучеников за всю церковную историю, а может быть и всех российских святых.

В чем же особый смысл обращения к этим святым? Сейчас он не всеми осознается, потому что есть серьезное препятствие, которое мешает это осознать. У многих из нас поколение родителей, поколение дедушек и бабушек уже были не православные. Может быть, они и были крещены, но это неважно, потому что они были все равно вне Церкви.

Конечно, кому-то повезло, кто-то получил от них православное воспитание, но для большинства это не так. Поэтому наше обращение к нашим предкам не воспринимается как обращение к православию. Но в более ранних поколениях у нас почти наверняка были люди праведной жизни, православные по-настоящему.

Как бы то ни было, все мы, став христианами в Российской церкви, имеем своими предками не тех предков, которые у нас предки по плоти, а тех, кто у нас предки во Христе, то есть христиане. И если мы говорим о нашей поместной Российской церкви, то особенно мы считаем своими предками тех православных христиан, кто был именно в этой церкви. Поэтому и существует такой праздник.

Но не только сегодня, а в течение всего года мы выделяем этих святых и стараемся особо им молиться, потому что мы считаем себя живущими в их доме. В их доме — доме Евфрафове, как говорит песнопение сегодняшнего дня, — то есть того самого рода, из которого произошла Богородица, Христос и все христианство.

Мы обращаемся вообще ко всем святым, мы выбираем особенно нам близких святых по образу жизни, по образу мыслей – это все хорошо, все нужно. Но мы также выбираем и тех святых, которые уже здесь, где мы хотим жить, утвердили в свое время православие, к которому мы пришли, и которым мы обязаны тем, что мы сами православные.

И мы можем не сомневаться, что они имеют о нас особое попечение. Если говорить, что разные люди розданы разным святым в особое попечение, по аналогии  с ангелами-хранителями, то мы, конечно, имеем над собой особое попечение русских святых. Мы им молимся, но главное – они за нас молятся, поддерживают, помогают нам устоять в Церкви, чтоб мы оставались членами этой Церкви.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)