Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем важнейший церковный праздник, о важности которого обычно ничего не подозревают те люди, которые ходят в церковь исключительно для того, чтобы освятить куличи. Потому что в этом празднике нет ничего ценного из числа того, что такие люди ценят – нет ни куличей, ни яиц, ни святой воды, ни прочего безобразия.
Если когда-то для каких-то людей в этом была польза, то сейчас в этом больше вред, потому что это абсолютно переключает на себя внимание людей, который вообще ничего больше не делают в эти праздники. А так как сегодня такой праздник, когда ничего подобного не придумано, то получается, что и праздника большого нет – это с точки зрения народного восприятия.
А на самом деле, что это за праздник можно понять из церковного устава и особенно хорошо это можно понять именно сегодня. Сегодня относительно редкий год, когда праздник совпадает с воскресным днем. И мы видим, что никакого воскресного богослужения сегодня не было вообще, а только богослужение этого праздника.
Что это означает? Так не бывает даже на Успение Богоматери – скажем, если Успение в воскресенье, то воскресное богослужение идет как главное. И только за ним уже пристраивается богослужение Успения Богоматери. А здесь не так. А как? Так бывает на Богоявление, на Пасху, на Рождество Христово – то есть на самые большие праздники. Потому что смысл празднования еженедельного Воскресения – в этом смысл воскресного дня – целиком вбирает сегодняшний праздник, поэтому отдельно служить просто не приходится.
Праздник этот назывался еще в древности по иерусалимскому обычаю Пасхой. И этот праздник отстоит ровно на шесть месяцев от праздника Пасхи – ровно симметрично в годовом круге. Это древняя особенность еще ветхозаветного календаря, когда там все праздники стали располагаться симметрично – одно полугодие похоже на другое, осеннее на весеннее. И вот сейчас у нас осенняя Пасха, но она еще отличается вот чем: она сохраняет ту особенность, которую весенняя Пасха постепенно утратила в течение II и III веков, а здесь совмещено воспоминание страдания и воскресения.
Весенняя Пасха празднуется в отдельные дни – дни страдания в Великую пятницу, погребения в Великую Субботу и воскресение в тот день, который мы называем воскресением. А здесь все в течение одного дня. И все это соотнесено к 14 числу, которое, конечно же, связано с 14 числом месяца нисана – весеннего месяца. Здесь вот такая древняя Пасха, в которую празднуется все в один день – смерть и воскресение, – и которая сохраняется осенью.
И хорошо, что у нас есть и так, и так, потому что в пользу от того и от другого празднования можно привести какие-то аргументы – они и приводились. Какая же польза от того, чтобы праздновалось все одновременно – смерть и воскресение, – как это мы делаем сегодня? Какая польза в таком способе празднования Пасхи?
Польза, конечно, большая, потому что мы понимаем, что такое Воскресение, и, конечно, это радость, но радость, которая проходит не просто через скорбь, а именно через смерть, а не что-то другое. Для того, чтобы воскреснуть со Христом, нужно с ним умереть. Поэтому даже во время крещения нам читается из Послания к Римлянамапостола Павла о том, что мы, которые крестились во Христа, «в смерть Его крестихомся». Сначала надо умереть, чтобы потом воскреснуть.
Это верно и так, как сейчас это понимают, что сначала у нас тяжелая земная жизнь, которая должна закончиться смертью, а потом мы воскреснем. Но чтобы так действительно было, нужно, чтобы это еще и по-другому понималось, и было по-другому на самом деле. И это происходит в нашей жизни постоянно – смерть и воскресение.
Мы отпадаем от жизни, но если не отпадаем окончательно, то возвращаемся к жизни, воскресаем. И задача наша, к которой мы должны стремиться – чтобы было воскрешение нашей души еще прежде общего воскресения. Чтобы еще до того, как мы физически умрем, мы воскресли. И поэтому для нас тогда сбудутся другие слова апостола Павла о том, что «праведник на Суд не приидет, но приидет от смерти в живот».
Это связано еще и с пророчеством, с апокалипсисом Иоанна, где говорится, что праведники сами будут судить, а не то, что придут на Суд, но будут оправданы. Те, кто прожил так, как следует, сами будут судить, потому что они с Богом совершенно одно; если это Суд Божий, то в нем будут участвовать праведники. Но даже если мы не попадаем в это число, то дай Бог попасть хотя бы в число тех, кто придет на Суд, кто не будет в числе этих праведников, но лишь бы в Суде оказаться оправданным. Конечно, это тоже очень даже хорошая судьба.
А какие у нас перспективы? И вот об этом нам напоминает сегодняшний день. Кто слушал внимательно богослужение праздника, особенно те, кто мог прочитать канон, наверное, что-то из этого усвоили. А как нам практически это делать?
А практически все очень просто, если об этом не забывать. Но об этом нельзя не забывать, но опять же можно немножко упростить себе жизнь тем, чтобы вспоминать постоянно, все время напоминать самому себе в самые разные моменты суток – и утром, и вечером, и во всех различных ситуациях – о том, что надо ожить.
А замечаем мы, что умерли, несколько позже, к сожалению, чем это происходит. Замечаем мы, когда уже пришли в такое состояние рассеянности, что уже не можем с собой совладать. Или еще хуже – пришли в состояние какой-то уже разбитости, отчаяния, вовлеченности в какие-то житейские страхи, в житейские удовольствия, что ничем не лучше и не хуже. И страхи, и удовольствия «оба хуже», если мы в них вовлеклись.
Хорошо, если мы это замечаем. Тут надо просто спохватиться. А как спохватиться? Надо прежде всего помянуть Бога. Бог есть, и Он есть в нашей жизни, прямо здесь и сейчас, хотя нам кажется, что Его нет, а есть вся та гадость, которую мы наконец-то заметили. Во-вторых, когда мы помянем Бога, то мы не просто вспомним, что Он есть, а обратимся к Нему, и это уже будет молитвой – любое обращение к Богу есть молитва. И оно начинается не со слов, а именно с обращения, потому что это важнее всего, слова могут последовать, а могут и нет.
Тогда обязательно произойдет и следующее, конечно, как говорит псалмопевец – «помянух Бога и возвеселихся».
Но это я говорю о ситуации уже плохой, до которой не надо допускать. Но совсем не получается не допускать, поэтому приходится о ней говорить. Как же не допускать? Надо не допускать себя до более легких состояний, на которые в силу того, что они не особенно заметны, мы склонны не обращать внимания. Но сначала начинаются эти состояния, а потом те, которые мы уже замечаем, но можем, к сожалению, и не заметить.
Что это за состояния? Это состояние, когда мы увлекаемся неизвестно чем. Для старшего поколения – это смотрение телевизора, например, которое просто набивает грязью, а кроме грязи там ничего больше быть не может, особенно сейчас. И потом уже просто меняется химический состав эмоциональной жизни. А для среднего и младшего поколения ту же самую роль играет интернет, который, конечно, намного лучше телевизора, потому что там хотя бы есть из чего выбрать. Поэтому он не является таким абсолютным злом, как телевидение.
Но все же когда мы смотрим что-то такое «невредное» само по себе, но начинаем это делать без ясной цели, без нужды, просто потому что нам никак не перейти к следующему роду деятельности, хотя бы это был даже сон – очень полезный и необходимый род деятельности, – я уж не говорю, если какая-то работа, а начинаем опять что-то без цели смотреть, лишний раз проверять почту, хотя только что проверили, особенно в социальных сетях можно очень надолго застрять, — то, конечно, это безнаказанно не проходит, и уж не говорю, что бесследно это не проходит. Обязательно здесь будет наказание. Какое?
Человек себя теряет и в этом рассеивается, себя не контролирует. А так как у любого из нас есть различные искушения, то не надо ходить даже за пределы собственной головы, чтобы их найти. Конечно, они могут снаружи прийти – это тоже частое явление, – но нам даже этого не надо, потому что они тут вот у нас рядом сидят. И когда они только увидят, что мы рассеяны, непременно на нас бросятся.
И мы еще скорее всего их примем, потому что всё будет выглядеть так, будто они к нам не бросились, а медленно и интеллигентно подошли и с нами вступили в непринужденную приятную беседу, которая действительно может оказаться приятной. И мы в это втянемся, а потом уже так просто и не уйти.
Конечно, больше всего надо нажимать на профилактику таких состояний. А профилактика заключается в том, чтобы не делать того, что тебе непонятно зачем. Вот нужно тебе что-то прочитать и посмотреть. Ну, прочитай и посмотри. А когда ты это уже сделал, а потом просто уже трудно сменить род деятельности, то лучше просто полежать, отойти, посидеть, закрыть глаза. Что угодно лучше сделать, лишь бы не продолжалось вот это залипание в сети.
Также можно сказать, особенно старшему поколению, что есть такая беда – телефонные разговоры. Можно сказать, конечно, что это относится только к женскому полу, к мужскому редко, но тоже бывает, и в основном к среднему и старшему поколению. Это беда, когда обсуждение всех тем прошло, уже эмоциональные сообщающиеся сосуды по нескольку раз переплеснулись из одного в другой, но все никак не остановиться.
Хотя это эмоциональное переплескивание, которое обычно служит целью этих внешне пустых разговоров, иногда нужно – надо ведь спустить эмоциональное напряжение и при этом говорить о ерунде, потому что говорить больше не о чем. Это можно в какой-то степени, но этому можно посвятить десять минут, но не сорок. А если посвятить этому так много времени, то ничего хорошего не будет.
Вот из таких мелочей начинается все в нашей жизни – и плохое, и хорошее. Поэтому приходится на это обращать внимание. Так получается, что редко возникает в нашей жизни ситуация, когда надо делать очень жесткий выбор. Но тот выбор, который мы делаем в этой ситуации, если она вообще еще в нашей жизни возникнет, он все равно будет зависеть от того выбора, который мы делаем в повседневных вот таких ситуациях.
Поэтому сегодняшний праздник учит нас многому, но в том числе учит тому, чтобы быть повнимательнее немножко, чтобы не делать то, что мы не понимаем зачем. Если я не понимаю, зачем мне это нужно, если я не ставил такой цели, то я не должен этого делать. Если мне какой-то человек навязывает свои какие-то цели, с которыми я либо не согласен, либо я их просто не понимаю, то тоже не надо этого делать.
Если ему нужно со мной поговорить, то он должен объяснить, зачем это нужно, так, чтобы я понял. Если я не понял, то я с ним говорить не буду. Вот это нормальное христианское отношение. Конечно, можно понять по-своему — он думает, что есть одна цель разговора, а ты думаешь, что другая. Это уже дело техники, но нельзя допускать, чтобы тебе просто навязали разговор, чтобы тебе навязали общение, чтобы тебе не вылезти из интернета, не выключить телевизор.
Аминь.