Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня мы слышали пение стихиры “Душеполезную совершивше четыредесятницу”. Это означает, что сегодня уже завершилась святая четыредесятница, то есть основная часть Великого поста. То, что осталась Страстная седмица — это тоже, конечно, пост, но это время уже само по себе посвященное воспоминаниям известным. А пост, который просто посвящен покаянию и очищению нашему, сегодняшним днем заканчивается, точнее говоря, сегодняшней службой, которая только что совершилась.
Конечно, мы можем еще и должны приобрести много полезного из того времени, которое нам предстоит из служб этих предстоящих двух праздников — Лазаревой Субботы и Вербного Воскресения, — но мы должны извлечь пользу из того времени, которое прошло, которое составляет четыредесятницу. Что же это за польза и как нам из того, что происходило за эти сорок дней, выбрать именно то, что должно быть полезным, что нужно взять с собой?
Польза эта двоякая. Во-первых, польза от того, что, действительно, было полезным, во-вторых, польза от того, что было вредным. Польза от полезного та, что мы можем вспоминать о нашем настроении, которое было сосредоточено на молитву, на Бога, и то, что мы могли от отвлекающих привычек в какой-то степени устраниться. Это можно и дальше внутренним образом сохранять и нести в остальную часть церковного года, когда поста уже не будет, потому что точно так же это потребно и в праздничное время, и в любое другое. Пост учит нас этому для того, чтобы мы владели этим всегда. Это что касается полезного.
А что касается вредного, то мы могли гораздо лучше в это время пронаблюдать, как мы, вроде бы, хотим пойти в церковь, вроде бы хотим быть с Богом, а не с телевизором, хотим смотреть в более полезном направлении, а тем не менее были постоянные и частые срывы, нам это часто не удавалось. Что же нас отвлекало?
Каждый вспомнит свое, у всех отвлечения разные, но, в каком-то смысле, одинаковые, потому что одно другого стоит. Каждый может это вспомнить, представить, какие именно у меня, а не вообще какие в жизни бывают соблазны, чего стоит остерегаться именно мне. Этот опыт тоже приобретается в течение Великого поста, а служить он должен в течение всего года. Тогда он будет пополняться, освежаться в памяти, и нам от этого будет польза.
Поэтому используем то, что было в четыредесятнице полезное, а если настроение было еще недостаточно церковным — разве кто-то может сказать, что оно было достаточно церковным? — то еще остались какие-то дни для того, чтобы еще немного успеть попоститься, и для того, чтобы упраздниться от каких-то других наших обычных интересов.
Конечно, святая седмица, которая предстоит нам, требует этого в особенной степени. Если в постные дни мы еще как-то и работали, то в Страстную седмицу мы должны постараться работать как можно меньше. Я понимаю, что совсем не работать нельзя, и вредно не работать совсем, но надо больше потратить на богослужение, на посещение храма и на то, чтобы и дома что-то еще почитать. Это особенно относится к тем, кто не может посетить храм.
Из того, что можно порекомендовать в качестве чтения для тех, кто не может посетить храм в должное время на Страстной седмице, конечно, прежде всего, это Евангелие. Хорошо бы целиком прочитать Евангелие, если кто-то не может ходить в церковь. Если он может ходить в церковь, то просто можно послушать те евангельские чтения, довольно длинные, которые будут читаться на Страстной седмице.
Как бы то ни было, можно еще раз сосредоточиться на своей жизни, на ее целях, и тогда получится, что даже если, может быть, мы только в этот момент всерьез задумались о четыредесятнице, когда она уже практически прошла, но все равно это будет не зря.
Аминь.