Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Праздник Покрова Богородицы установлен в Византии, но больше праздновался на Руси; этот праздник связан не только с видением Андрея Юродивого во Влахернском храме в Константинополе, но и напоминает о том, что Богородица все время покрывает нас своим покровом и защищает от всякого зла; нельзя просто сдерживаться от греха, надо иначе расположить свою внутреннюю жизнь; важно обращаться к Божией Матери не только в скорбных обстоятельствах, но и когда у нас есть “более интересные” дела; покров Божией матери простирается над нашей внутренней кельей, а если ее у нас нет, то нет и покрова и с этим связано то, что с верующими иногда происходят страшные вещи.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы совершаем праздник Покрова Божией Матери, который хотя и был установлен в Византии при невыясненных обстоятельствах, но больше всего почитался на Руси, особенно с XII века, когда у нас строились покровские храмы, и среди них самый знаменитый, поныне стоящий, милостью Божию, хотя его много раз пытались снеси сами же русские люди, храм Покрова на Нерли около Владимира.

Этот праздник связан с тем видением, которое было во Влахернском храме у святого Андрея Юродивого. Это было то ли в X веке, то ли может быть в VII, потому что не очень понятно, когда он жил. Но зато понятно, какое это было видение. Когда во время неких народных бедствий весь народ, как это случалось делать народу в Константинополе, собрался во Влахернской церкви, главном городском храме Богоматери, собрался чтобы молиться ночью о миновании беды, то Андрей Юродивый увидел стоящую прямо на воздухе над народом Богоматерь, простирающую над ними свой омофор. Омофор — это такая одежда, похожая на шарф. Этот омофор был видимым покровом над народом, и он означал, конечно, покров невидимый, защищавший от всех злых обстоятельств, которые тогда были.

И этот праздник установлен, конечно, не только в память о конкретном событии, а, гораздо больше, в напоминание того, что Божия Матерь все время покрывает нас своим покровом и защищает от всякого зла, как поется в песнопениях сегодняшнего праздника. Но на это можно справедливо спросить: если Божия Матерь покрывает и защищает нас от всякого зла, то почему даже и с православными христианами происходит столько всяких неприятностей, бед, да и настоящих катастроф и великих несчастий.

Если на это кто-то скажет, что эти православные христиане не молятся и совершенно отпали, то это будет лишь частичным объяснением, потому что да, среди православных христиан очень много таких, которые, если их спросят, скажут — да, я православный, — но которые с церковной жизнью никак не связаны, молятся очень редко. На это еще можно сказать, что если они не причащаются и не исповедуются, то они вообще никакие не православные христиане и это все к ним не относится. Этот ответ будет правильным, но на это опять можно возразить: а почему же с теми, кто и причащается, и, может быть, даже ведет какую-то старательную жизнь, происходит столько тяжелых несчастий.

При этом речь идет не только о таких людях, про которых можно сказать, что они святые, и они испытываются этими несчастьями для того, чтобы еще больше просиять, подобно тому, как и Христос испытывал несчастья. Конечно, и такие люди есть. Но гораздо больше других, которые еще далеко не святые, которым еще есть что поделать для собственного покаяния на земле, и которые при этом живут как православные, стараются исполнять заповеди, но при этом с ними все равно происходит много такого, что не согласуется с нашим представлением о покрове Божией Матери над всеми людьми. И как же с этим быть?

Ответ мы можем получить, если посмотрим на свою собственную жизнь. Я, конечно, говорю применительно к православным христианам. Возможно, мы являемся членами истинной церкви, мы стараемся дома молиться, регулярно причащаться и исповедоваться — это хорошо. Мы молимся Божией Матери, молимся о заступлении, мы празднуем сегодняшний праздник — это тоже хорошо.

Но посмотрим, как мы вообще-то живем? Если мы внимательно за собой следим, то мы замечаем не только грехи, которые мы творим по невнимательности или из-за того, что был какой-то порыв, и мы не удержались. Это все нас не оправдывает, это все плохо, но помимо таких грехов у нас есть совершенно систематические грехи другого рода, а именно, — мы имеем за собой какие-то свои постоянные порочные склонности, каждый за собой их знает, и, в принципе, каждый человек их имеет. И он от них избавляется тогда, когда он с ними систематически борется. Но почему-то мы слишком часто видим, что мы от них и не избавляемся.

Почему это происходит? Какое-то время мы сдерживаемся, но мы именно просто сдерживаемся, а наше собственное желание никуда от этого не делось, может, мы его просто отодвинули и забыли желание совершать какие-то грехи, и когда-нибудь оно все-таки высвобождается. Когда долго сдерживаешься, то тогда тебя хватает на какое-то время, а потом уже все равно не хватает. Невозможно избежать даже самых грубых грехов, грехов делом только тем, что ты сдерживаешься.

Конечно, если не сдерживаться, то тогда ничего кроме грехов и не будет, конечно начинать надо с того, чтобы сдерживаться. Но если мы начнем с этого и ничем не продолжим, то нашего сдерживания будет хватать ненадолго, и мы будем все время увлекаться тем, к чему мы на самом деле расположены, — ко всевозможным грехам.

Надо не просто сдерживаться, но надо иначе расположить свою внутреннюю жизнь. То есть надо иметь другие интересы. Невозможно жить одними запретами. Прежде всего, надо жить не запретами, а чем-то положительным: не знать, что нам не делать, а знать, что нам делать, — потому что если мы будем правильно все делать, то тогда просто не останется места неправильному, и неправильное будет вытесняться из нашей жизни.

Вот если мы не просто будем обращаться к Божией Матери, чтобы Она нас избавила от каких-нибудь очередных скорбных обстоятельств, — хотя конечно, нужно и так обращаться, — но если мы будем к Ней обращаться и тогда, когда нам о Ней думать не хочется, потому что у нас столько всего интересного, о чем нам хочется подумать, или страшного, что нас так пугает, что мы и про Бога забываем, и об этом нам “хочется” подумать. Нас занимают все эти земные вещи, которые нас очень привлекают, или, может быть, не очень привлекают, а мы к ним просто привыкли — так вот расслабиться за каким-то времяпровождением. Или, может быть, еще третьи вещи, которые нас очень пугают, хотя они всего лишь земные и в худшем случае они могут нам доставить какие-то житейские неприятности и отнять нашу жизнь, а не ввергнуть нас в геенну, как сказано в Евангелии.

О них мы начинаем думать, а не думать о Божией Матери, и вообще терять память Божию. А надо стараться, чтобы во всем память Божия была, обращаться к Божией Матери и ко всем святым. И стремиться, чтобы у нас такая реакция была не только на умеренные опасности, которые не вводят нас в состояние ступора, а позволяют еще о чем-то вспомнить (это, наверное, у нас и так уже есть, и это хорошо). А надо стремиться к тому, чтобы это было в повседневной жизни. Тогда ни какие-либо большие опасности и страхи не будут нас приводить в такое состояние ступора и шока, что мы уже и молиться не можем, ни какие-то приятные обстоятельства и увлечения не будут нас так отвлекать.

Потому что все должно обращаться в повод, чтобы вспомнить о Боге. О Боге нам должно напоминать абсолютно все, что встречает нас в жизни, тем более, мы должны заботиться о том, чтобы о Боге нам напоминало то, что встречает нас в жизни постоянно. То есть очень хорошо, если, например, нам о Боге всегда напоминает наша квартира, в которую мы довольно часто попадаем, почти каждый день.

Как она может напоминать о Боге? Например, так: там ты живешь, скорее всего, не один, а с какими-то людьми, от которых тебе постоянно в жизни главное искушение, это и для них искушение. Вот уже одно это должно напоминать о Боге, потому что в искушениях, как мы сами понимаем, надо иметь память Божию. А если ты там живешь один, то тоже это искушение, тоже тяжело, тоже надо понимать, что входишь в келью свою и тоже надо пребывать с Богом, а не с бесами.

И получается, что каждое обстоятельство нашей жизни — это повод вспомнить о Боге. Например, мы приходим домой, мы приходим на работу, мы приходим в храм, мы приходим в магазин, особенно если это какой-то постоянный магазин, где нам все надоело, очень трудно не нахамить, и так уже все неприятно, а тут еще кто-то под ногами вертится или что-то такое делает “не то”. И все это должно быть для нас поводом вспомнить о Боге.

И тогда получится, что даже и хорошо, что кто-то там вертится под ногами и что и так уже неприятно. Потому что можно вспомнить о Боге и тогда у тебя потихоньку вырастает внутренняя сфера, внутренняя жизнь, или, как говорят об этом Святые Отцы — внутренняя келья, в которой можно пребывать, но в которой можно пребывать только если ты занимаешься тем, чем положено заниматься во внутренней келье, то есть молишься. А это выражение, собственно говоря, из Евангелия, когда Христос говорит, как нужно молиться — нужно войти в свою келью (горницу или комнату), закрыться и там молиться втайне.

Понятно, что эти слова Христа надо понимать не буквально: понятно, что надо не только в комнате молиться. Значит общий, то есть важный для всех, смысл тут не буквальный, а тот, что нужно всем внутренне молиться во внутренней келье сердца, как объясняют это место Евангелия Святые Отцы. К этому мы должны стремиться. Вот над этой кельей простирается покров Божией Матери. Тогда внутренняя келья сердца становится подобием того Влахернского храма, в котором произошло празднуемое сегодня чудо.

Если у нас эта келья есть, и мы о ней заботимся, то она будет под покровом Божией Матери. И мы будем под покровом Божией Матери. Если же этого нет, то пусть мы будем вроде бы и православные христиане, но просто не над чем простереть Богоматери Свой покров, потому что нет у нас этой Влахернской церкви, в которой он был простерт.

Поэтому не надо удивляться, что с нами происходят разные странные неприятные обстоятельства, которые заставляют нас на самом деле задуматься: а почему это так происходит. Если мы задумается и решим задумываться об этом по-христиански, то мы придем примерно к тем же выводам, о которых я только что и сказал, и тогда мы обязательно поймем на опыте собственной жизни, что такое покров Божией Матери.

Аминь.