Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слушали евангельский рассказ о десяти прокаженных. Это, конечно, рассказ о благодарности, и не просто о благодарности, а о том, чем благодарность Богу отличается от благодарности человеку. То есть тут и просто о благодарности, и о не просто.

Если говорить о просто, то тут все понятно. Вот были десять прокаженных, которые просили исцеления. Все десять исцелились еще по дороге, потому что Иисус не стал их исцелять так, чтобы они видели, что это Он их исцелил. Он им сказал: идите, покажитесь священникам. Но пока еще они шли, уже исцелились. И только один из них вернулся и поблагодарил. Иисус его спрашивает: а где остальные девять, не все ли десять исцелились? Тот подтвердил, что исцелились все десять, но куда делись остальные девять, сказать не смог.

Дальше он слышит слова: «Вера твоя спасла тебя». Причем, евангелист особо отмечает пикантное обстоятельство, что человек, который исцелился, не был иудеем, а был самаритянином, то есть он был, выражаясь по-современному, еретиком, который неправильно верил в того же самого Бога, но, может быть, и не совсем в того же самого. И вот такого человека вера спасла.

Тут мы уже сразу видим, чем благодарность Богу отличается по результату. Благодарность Богу закрепляет не только тот результат, который стал непосредственно поводом нашей благодарности, а он спасает нас вообще. То есть она дает нам жизнь вечную, потому что благодарность Богу – это то состояние души, в котором мы, если от Него не отпадаем, действительно спасаемся. Спасаемся в самом настоящем смысле слова, даже если мы имели очень плохой бэкграунд, если мы происходим из очень плохой среды.

А что может быть хуже ереси? Как у этого человека – у него были очень плохие предпосылки для спасения, то есть хуже, чем у язычников. Язычники просто не знают истинного Бога, а еретики Его искажают. Вот он был из таких. И все равно благодарность Богу привела его к тому, что прояснилось его представление о Боге, и он получил спасение. Так же эта история нас научает тому, как благодарность Богу должна отличаться от благодарности человеку.

Вот если нас исцелили какой-то доктор, то должны ли мы его поблагодарить? Конечно, как и вообще любого человека, который делает нам что-то хорошее. В этом смысле и Бога мы должны поблагодарить. Вот здесь никакой разницы нет. Но когда мы благодарим доктора за то, что мы выздоровели, то мы на этом с ним расстаемся. Если мы потом с ним встречаемся, то только для контроля нашего состояния, или если, — к сожалению, такое тоже бывает, — начинаются какие-то еще проблемы.

Психотерапевты многие говорят, что уверенность в том, что у бывшего пациента все хорошо, укрепляется тем, что уже много лет от него ни слуха, ни духа. Было бы у него что-то нехорошо – позвонил бы, вышел на связь. Это правильно, это как раз так вот и надо. Здесь сотрудничество было нужно для решения той проблемы, которая оказалась решена.

С Богом так не бывает. Даже если мы хотим от Него чего-то совершенно конкретного, то это лишь маленькая часть того,  что мы от Него хотим вообще. Все это служит лишь поводом для того, чтобы с Ним общаться. Для того, чтобы устраивать дело не то только, которое мы с Ним обсуждаем сейчас, когда конкретно молимся о том, чего мы хотим, но для того, чтобы устроить дело самое главное – дело нашего спасения.

Поэтому получая от Него то, что мы хотели, мы в нашей благодарности  к Нему приходим и остаемся с Ним навсегда. Не в том смысле, что надо физически ходить за Иисусом или вообще где-то физически в Церкви пребывать – это как раз редко от кого требуется. Поэтому Иисус говорит этому человеку:  пойди, т.е. не оставайся со Мной, не ходи за Мной, как он очень немногим другим говорил. Пойди и что делай? Не живи, как ты жил, не живи как попало, а воздай славу Богу, рассказывай об этом. Конечно же, этот человек рассказывал.

Таким образом, если мы остаемся с Богом, то мы все время Ему благодарны, и мы своей жизнью, даже если ничего не говорим, — тем более, если что-то говорим, — мы проповедуем Бога. Конечно, уместно вспомнить, что мы проповедуем своей жизнью Бога всегда – и если хорошо живем, и если плохо живем. Если плохо живем, то мы Его плохо проповедуем, и тогда, как выражается апостол Павел, из-за нас Имя Божие хулится среди язычников. То есть это большой для нас грех, конечно.

Но как бы то ни было – вернемся к благодарности – от Бога надо просить всего, что нам кажется полезным, в том числе и того, что нам, на самом деле, не надо, но нам, может быть, кажется, что надо, — потому что молиться Богу хорошо всегда. Тем более, что поначалу мы ничего, кроме глупостей, все равно не будем просить, потому что не понимаем, что это глупости. Но надо молиться так, что «да будет воля не моя, а Твоя», понимая, что Богу виднее, что дать.

Не так важно то, что мы получаем или не получаем то, о чем молимся,  как важно, что мы привыкаем молиться. Привыкая молиться, мы узнаем Бога. Узнавая Бога, мы понимаем, что Он Сам важнее любого другого предмета, о котором мы могли бы помолиться. В конце концов, мы приходим к тому, что уже ни о чем конкретном не молимся, а просто молимся, чтобы была Его воля.

Благодарность заключается в том, чтобы продолжать молиться и предавать свою жизнь Богу, стараться делать так, чтобы с Божьей помощью наша вольная и невольная проповедь Бога была именно хорошая.

Аминь.

епископ Григорий