Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память святой княгини Чешской Людмилы, которая является одной из благоверных наших государей, крестивших свой народ. Но как показывает история, в том числе и Людмилы, крещение своего народа – вещь для государя очень рискованная, потому что неизбежно враждебные силы будут восставать. И то ли это закончится победой христиан, как это произошло на Руси при Владимире, где тоже были большие конфликты, то ли нет, даже если потом закончится победой христиан.

Так убили святого Олафа, который крестил Норвегию, так и убили святую Людмилу, правда, когда она была уже не совсем правительницей. В сегодняшнем богослужении вспоминается, что ее убила невестка, что совершенно точно соответствует одному из вариантов, указанных в Евангелии, где говорится, кто на кого ополчится, и, в частности, невестка на свекровь. Так произошло и с Людмилой.

Она была крещена святым Мефодием вместе со своим супругом Борживоем, тоже благоверным князем, который вскоре умер. Потом она княжила одна и была убита. Тем не менее, Чехия осталась христианской и еще некоторое время была православной. Это то, что надо знать о святой Людмиле, почитая ее как историческое лицо и как святую.

Но все такие примеры святых так или иначе относятся к жизни каждого из нас. И если мы даже не являемся какими-нибудь князьями, если мы не крестим и не обращаем какие-нибудь народы, то все равно в этих житиях есть что-то такое, что к каждому из нас относится, причем даже много. А если говорить о Людмиле, то, конечно, это проблема родственных отношений.

Что такое родственные отношения для христиан? В евангелиях много говорится о том, что о всех родственных отношениях надо забыть. Но это не говорит о том, что со своими родственниками надо обязательно расставаться или, тем более, к ним плохо относиться. Апостол Павел разъясняет, что делать в семье, если только кто-то один принимает христианство, а другая половина — нет: по своей инициативе разлучаться не надо. Поэтому родственники по плоти – это, можно сказать, вещь опасная для христиан всегда, потому что с ними сопряжен некий соблазн.

К счастью, дело довольно редко доходит до того, чтобы родственники убивали христиан за то, что они становятся христианами. Конечно, бывают такие случаи, но они редки. Гораздо чаще они воздействуют разлагающе: прямо и сознательно или косвенно и несознательно создают такую среду, в которой трудно оставаться христианином. Ведь каждый из нас является не просто христианином, но, к сожалению, еще и человеком. А люди склонны приобретать свойства той среды, в которой они находятся. Поэтому апостол Павел говорит о том случае, когда среда бывает плохая: «тлят обычаи благи беседы злы», то есть «худые сообщества развращают добрые нравы».

И вот если мы начинаем общаться вне христианской среды, даже не обязательно очень плохой, то мы начинаем разделять эти нехристианские интересы, начинаем постепенно ими увлекаться. Но здесь есть важный момент: кто виноват в этом искушении? Прежде всего, мы, потому что мы это принимаем, а могли бы не принимать. Если мы христиане, то нашей средой является общение святых, единая жизнь со святыми в Церкви, а когда мы живем с нашими родственниками или другими близкими людьми на земле, то это не является нашей средой.

Сказать это легко, но на практике часто получается наоборот. А что надо сделать, чтобы было все-таки так, как должно быть, чтобы мы не вредили сами себе общением с нашими близкими и через это, между прочим, не вредили им, а, наоборот, чтобы они менялись от общения с нами в лучшую сторону, а мы — от общения с ними? Конечно, бывает, что можно измениться к лучшему в чем-то через общение с язычниками, можно брать с них пример в тех или иных добродетелях, о чем святые отцы говорят и советуют, но я сейчас о том, что в чем-то главном – в жизненных целях – конечно, нельзя брать пример с них пример. А как этого избегать, если мы как люди силою падшего естества тянемся именно к этому?

Здесь есть два правила, или это одно правило, которое имеет две стороны – это неразделимо, как лист бумаги имеет одну и другую сторону, но он один.  Первое – это мыслями и своими желаниями быть в Боге и в молитвенном общении с теми святыми, которые тебе особенно близки, включая, конечно, тех, чье имя носишь, а также — все время пребывать в ритме церковной жизни.

Церковный календарь нас приводит не только в Церковь, но говорит нам, что празднуем сегодня, что завтра, и если мы за этим будем следить, если это будет направлять нашу жизнь, то это очень нам поможет в том, чтобы мы чувствовали святых к себе ближе, чем тех людей, которые на земле с нами находятся. И это не только поможет, но это и необходимое условие.

Но надо сразу предупредить, что если это просто делать, то этого недостаточно, и более того — попытки это делать быстро закончатся, потому что это только одна половина того правила, о котором я хочу сказать. Вторая половина – уменьшать количество искушений настолько, насколько это от нас зависит, не общаться в той среде, в которой можно не общаться.

То есть если ты можешь пойти куда-то и просто приятно провести время и поговорить с какими-то людьми непонятно о чем, но есть возможность этого не делать, то ты должен этого не делать. Потому что если ты это сделаешь, а никакой христианской мотивации туда идти ты не имел, то ты получишь искушение, на которое сам напросился. Поэтому надо в принципе контролировать свое общение.

Если ты не злоупотребляешь общением с какими угодно людьми, причем, это могут быть не только наши родственники, которые хорошо к нам относятся, и мы к ним, а это могут быть совсем неприятные и опасные люди, но с которыми ты общаешься по работе и по нужде, то это допустимо. Если ты это делаешь в тех пределах, в каких это на самом деле необходимо, то это может тебе не вредить. Если ты будешь в остальном вести себя правильно — молиться и жить со святыми, жить в церковном ритме, — тогда это тебе не повредит.

А если ты распространяешь свое общение на тех людей, с которыми тебе совершенно не обязательно общаться, от общения с которыми можно легко отказаться, или, еще хуже, когда ты сам ищешь такие места, где всякие неполезные для тебя люди встречаются, но тебе хочется с ними оказаться, то не взыщи – не получится у тебя христианской жизни. Это необязательно какие-то неприличные компании, хотя бывает и такое, но это могут быть люди, которые просто далеки от христианства внутренне, хотя внешне может быть и по-разному. Это не может закончиться ничем хорошим – это вредно.

А если молиться, если смотреть, какие у нас сегодня святые празднуются, если стараться узнавать их жития, если стараться им молиться, если особенно стараться молиться тем святым, которые тебе более знакомы и близки, то наши домашние, про которых в Евангелии сказано, что они нам враги, будут нам друзьями.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)