Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник, значение которого во многом забыто. Между тем, это праздник древний, и в раннем христианстве был очень важным, и, видимо, он как особый праздник возник еще в иудейском мире, но там его корни теряются.

Сейчас в словах богослужения этого праздника очень много говорится о водах. Конечно, это связано еще и с тем, что история с самаритянкой была во время Пятидесятницы, может быть даже в преполовение, но в любом случае речь идет о каких-то водах, которые обозначают Святой Дух, и которые напитывают жаждущую душу.

В раннем христианстве этот праздник был связан (трудно сказать почему, может быть, в силу какой-то особой хронологии, которой тогда придерживались христиане) с Ноевым потопом. Воды как раз обозначали стихию, которая карала, — а не воды Святого Духа. Вот избавление от вод как раз и было когда-то содержанием этого праздника. Но не просто избавление от вод.

Что произошло при Ное? При Ное человечеству был дан первый Завет, если не считать тех заповедей, которые были даны Адаму в раю. Господь дал заповеди самые общие, и то человечество, которое выжило в Потопе, то есть потомки Ноя, должны были их сохранять. Тот, кто их сохранял, впоследствии образовал избранный народ Божий — потомство Авраама. Вот какие воспоминания сегодня Церковь совершает.

Конечно, воспоминание о Ноевом потопе, которое иначе уже в Церкви никоим образом не присутствует, а разве что упоминается в связи с Крещением Господним, должно нам напоминать не только об очистительном значении вод, хотя, конечно, воды тогда очистили землю от грешащих людей и, следовательно, от грехов, которые они совершали, но и о том, что воды являются образом благодати Духа; и о том очищении, к которому мы все должны стремиться, и которое нам окончательно дает только Господь Иисус Христос — и только в таинствах Тела и Крови, и только если мы к этим Таинствам приступаем с верою и смирением, понимая, что достойно мы к ним приступить не можем, но моля Бога о том, чтобы наше недостоинство простилось и исправилось.

Поэтому так, не унывая, будем праздновать этот праздник все его восемь дней.

Аминь.