Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память святителя Григория Чудотворца. В современном мире уже мало кто помнит, что это за святой. Конечно, он остался в календарях, конечно, встречаются его иконы, но встречаются, в основном, не в храмах, а в музеях. В византийское время этих икон было очень много, и поэтому они сохранились для музеев, а почитание его постепенно пошло на спад. Особенно было вытеснено почитанием святителя Николая с тем же самым прозванием – Чудотворец, — которое исторически было закреплено традицией за Григорием.

О жизни самого Григория известно очень мало. Житие, которое мы сейчас слушали, практически на девяносто пять процентов легендарное. Но что-то все-таки известно. Есть несколько произведений его, которые могут быть подлинными, по крайней мере, одно из них – «Похвала Оригену», в огласительном училище которого он учился. Есть приписанные ему богословские сочинения, и самое главное из них – «Символ веры». Это произведение IV века, созданное на столетие позже времени жизни Григория Неокесарийского, но распространявшееся под его именем.

Почему это так важно? Почему именно на святом Григории «сошелся свет клином»? Действительно, это был святой епископ Неокесарии середины III века, во времена гонений. Хотя он долго жил и смог избежать гонений, не был замучен, в отличие от своего учителя Оригена, которому он писал «Похвальное слово». Он не считал, что у Оригена есть какие-то очень большие заблуждения — такие, чтоб уж вообще анафематствовать, как потом это сделали. Тем не менее, сам он не увлекался многими идеями, которыми увлекался Ориген. О нем была память как о православном человеке – и это все, что о нем известно исторически. Но в IV веке уже с его именем связывалось много рассказов как о епископе-чудотворце и не просто чудотворце, а учителе веры. Особенно это было связано с утверждением веры в Святую Троицу. И вот возникший тогда в IV веке «Символ веры» св. Григория Неокесарийского как раз и возвещал ту веру в Святую Троицу.

Поэтому святые Каппадокийцы — Григорий Нисский, Василий Великий, Григорий Богослов – почитали очень Григория Чудотворца и считали, что их вера основана и на его вере. Но то, что они сами могли бы о нем написать, уже тоже было очень далеко – прошло более ста лет. Но важен даже не сам этот срок, а то, что достоверных исторических писаний о нем не было.

Но его слава все увеличивалась и росла, и, конечно, его образ постоянно трансформировался. Вскоре он объединился с Григорием Великим, просветителем Армении, и даже с Григорием Богословом – в памяти тех людей, которые жили в V и VI веках. И вот, как святитель Николай – это контаминация нескольких святых, так и святитель Григорий Чудотворец, которого мы поминаем сегодня.

Но, несмотря на то, что у нас был святитель Григорий Чудотворец как историческая личность, тот, которого мы почитаем – это уже некое сочетание той исторической личности с теми людьми, которые потом проповедовали православную веру. Конечно, от его имени пытались некие еретики четвертого века создавать всякие фальшивые сочинения, которые были против православной веры. Потом там произошла большая путаница, которая привела к тому, что от Григория Чудотворца почти никаких сочинений и не осталось, кроме мелких фрагментов. Вот такая была сложная судьба у его наследия.

Когда мы сейчас почитаем святителя Григория Чудотворца, то что надо иметь в виду особенно? То, что мы почитаем одновременно великого архиерея – собирательный образ в его лице — и великого богослова.

Великий архиерей – это тот, кто заботится о своей пастве, тот, кто прекрасно знает, из кого она состоит. А не так, что какие-то толпы числятся, а архиерей их видеть не видел, слыхом не слыхивал. Он действительно обо всех заботится и всех знает. Конечно, ему дается благодатью Божией особенный дар, чтобы предстательствовать и молиться о своих прихожанах, о своей пастве во всей епархии и помогать им даже в каких-то и бытовых проблемах.

Но в то же время, епископ – это тот, кто обязан, прежде всего, сохранять православную веру. Поэтому от Бога дается ему, если он захочет, благодать познания того, какая вера православная, а некоторым, — и как раз такой был случай с Григорием Неокесарийским, хотя таких даже среди святых меньшинство, — дается благодать и понимания, и изложения православной веры. Не просто дается понять, что православное, а что нет, – это любой епископ должен знать, без этого нельзя рукополагать в епископы, а еще самому изложить и сказать.

Вот это «любой епископ» не должен и не обязан. Но некоторые как епископы, так и не-епископы, это делают — и вот таким был епископ Григорий. Нам сейчас очень понятно, что в нашей жизни этого очень не хватает. И когда мы молимся святителю Григорию Чудотворцу, понимая, что это образ собирательный, но он собирателен с других святых, которые тоже вложили какую-то лепту в создание этого образа, мы молимся и о даровании всего в наше время, в нашей жизни.

Аминь.