Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

История праздника. Праздник храма внутреннего и храма внешнего. Внешний храм — икона храма небесного, на который ориентировано богослужение. Почему важно участвовать в богослужении и приходить не на одну только литургию.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем праздник, который когда-то был установлен вместе с праздником в честь Креста. Потому что когда святая Елена обрела честной Крест, то для поклонения ему и его хранения на том месте, где его нашли, было выстроено особое здание — мартирий, а рядом был выстроен храм Воскресения Христова. Впоследствии эти здания разрушались и перестраивались, и теперь это все одно здание, и нынешний храм Воскресения Христова в Иерусалиме был построен в XI веке на деньги византийских императоров, хотя эта территория была тогда под властью арабов, и там находятся сразу и храм Воскресения, и место на Голгофе, где нашли Крест. Но суть в том, что это один и тот же храм, где празднуется и само Воскресение Господне, и Крест Христов, найденный на Голгофе. И первоначально этот праздник был первым и главным днем общего празднования в честь Креста и Воскресения. Так было в Иерусалиме. Но по мере того, как иерусалимские традиции стали забываться, этот праздник сегодняшний стал понемногу угасать, а завтрашний праздник Воздвижения Креста становился все более и более значительным, и поэтому сейчас мы воспринимаем сегодняшний день только как праздник, предваряющий завтрашний великий праздник, а самый главный праздник начинается завтра.

Но как бы то ни было, сегодня мы празднуем основание самого главного христианского храма, и тем самым сегодняшний день является праздником христианского храма вообще. Недаром в кондаке сегодняшнего праздника говорится: “Обновление Духа в сердцах и просвещение внутренним даруй”. Что это означает? Обновление это такой особый термин, который означает освящение храма. По-церковнославянски сегодняшний праздник называется “Праздником обновлений в Иерусалиме”, и это означает именно праздник освящения храма. И вот, в этот день мы просим, чтобы Господь дал нам “обновления Духа в сердцах”, т.е., чтобы освятился тот храм Святаго Духа, который находится в нас самих. Мы просим и “просвещения внутренним”, т.е. чтобы наш внутренний душевный мир просветился. И вот так в христианстве все время и оказываются сопряжены друг с другом внутренний и внешний храм. Внутренний храм это есть храм нашего тела, как выражается апостол Павел, и в этом храме наша душа подобно священнику приносит жертвы Богу или жертвы диаволу — это уже от нее зависит. А внешний храм — это то богослужение, в котором мы участвуем. Хорошо если мы можем ходить в храм для этого, но если по какой-то причине мы ходить в храм не можем — например, поблизости нет православных храмов, — то христианское богослужение все равно так устроено, что если даже мы его совершаем и дома, в неприспособленном для этого месте, богослужение все равно как бы поставляет нас в храме, оно ориентировано, собственно говоря, на храм небесный. А храм земной, в который мы можем ходить, это тоже некоторая икона храма небесного.

И вот, поэтому для христиан очень важно приобщаться к храмовому богослужению в максимально возможной для нас мере. Если мы можем ходить в церковь, то должны это делать; не все могут, но кто может, тот должен ходить. Потому что если мы можем ходить в храм, но не делаем этого, то Господь может у нас эту возможность отнять; а если мы будем ею пользоваться, то Господь будет давать нам больше возможностей — не обязательно возможностей еще чаще ходить в храм (может быть, нам это и не нужно), но возможностей больше участвовать в том, что происходит в храме. Потому что, конечно, очень плохо — хотя это, к сожалению, распространено и в нашей Церкви, — когда люди знают, что надо причащаться Тела Христова, и приходят в храм, только чтобы причаститься и уйти, на одну литургию, и стараются тратить как можно меньше времени на все остальное богослужение. Конечно, причастие необходимо; конечно, причастие это самое главное из того, что совершается в храме; конечно, без причастия вся храмовая жизнь для человека не имеет совершенно никакого смысла — это правильно; но для того чтобы причащаться с той подготовкой, которой Господь от нас требует и которую Он дает нам возможность совершить, если мы этого сами захотим, мы должны участвовать в храмовом богослужении. Потому что именно ради этого Господь и дает нам храмы и богослужение.

Ведь что такое Евхаристия? Евхаристия совершается как жертвоприношение тем священником, которым является Сам Господь наш Иисус Христос, и это жертвоприношение приносится в небесном храме, хотя одновременно эта жертва, которая принесена на Голгофе. Но если бы это был просто какой-то человек, которого казнили на Голгофе, то тут не было бы жертвы, и мы не смогли бы участвовать в той жертве Христовой, которая была принесена тогда на Голгофе. Но поскольку эта жертва совершается Богочеловеком в небесном храме, то мы можем в ней участвовать, и мы должны войти в этот небесный храм, в Царствие Небесное. Для этого и существует наше православное богослужение, для этого существуют, прежде всего, утрени и вечерни — самые главные, помимо литургии, службы суточного круга, которые специально предназначены для того, чтобы подвести нас к причастию. И потому надо стараться не опаздывать, если есть физическая возможность не опаздывать (я понимаю, что не у всех она есть), на утрени и вечерни, стараться на этих службах присутствовать, а присутствуя, стараться постепенно учиться понимать то, что там читают. Не так это и трудно. Если даже чего-то и не улавливаешь, то можно взять книжки и по ним следить; а если чтецы и священник будут знать, что их контролируют, то это должно их не нервировать, а успокаивать — в случае чего их поправят. Поэтому надо участвовать в храмовом богослужении, надо стараться и во внутреннем нашем храме пребывать и не оставлять его без богослужения, т.е. без молитвы, чтобы над нами свершилось то, о чем говорится в сегодняшней службе, — чтобы мы получили “обновление Духа в сердцах”. Аминь.