Св. Иоанн — автор азбуки аскетической жизни. Евангельская история об исцелении бесноватого отрока: бесы изгоняются не всякой молитвой и не всяким постом. Надо не уповать на свои силы, а просить Господа научить нас правильно молиться и поститься. Ответы на вопросы надо искать у святых отцов, а ко всему, что говорят люди, относиться критически. Надо смотреть только на то, что нас касается и за что мы отвечаем. Не надо думать о том, каким способом Господь нас избавит от тех или иных ситуаций, а надо только молиться и предавать себя в волю Божию.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, в четвертое воскресенье Великого поста, Церковь вспоминает одного святого, который прославился даже не столько своей подвижнической жизнью (хотя если бы он не был подвижником, не было бы и всего остального), сколько тем, что он написал книгу, которая является просто азбукой не только монашеской жизни, хотя и монашеской тоже, но и вообще аскетической жизни православного христианина. Он написал книгу, которая называется “Лествица” (по-русски “лестница”), — имеется в виду лестница добродетелей, которая ведет к небу. Эта книга рассказывает о том, как нам из состояния самого греховного перейти к тому состоянию, которое есть спасение души.
А еще раньше, чем появилась в этот день память святого Иоанна Лествичника, было положено читать в этот день то Евангелие, которое мы слышали сегодня за литургией, — как отец одного бесноватого отрока привел его к апостолам, но те не смогли его исцелить, и тогда отец привел его к Самому Господу Иисусу Христу, и Тот его исцелил. Но перед этим Он спросил отца отрока, верит ли Он Сыну Божию, потому что если верует, то “все возможно верующему”. На что тот ответил очень интересно: он не сказал “да” и не сказал “нет”. Он сказал: “Верую, Господи, помози моему неверию!” И вот, после этого отрок был исцелен, т.е. отец его сказал как раз то, что было надо. Но ученики Христа ничего не поняли и потом, оставшись наедине со Спасителем задали Ему вопрос: “Почему мы не смогли изгнать этого беса, а Ты изгнал его?” И тогда Господь ответил, что “сей род ничем не изгоняется, кроме молитвы и поста”. Конечно, это ответ, но не такой уж он и понятный. Потому что — разве не было у учеников молитвы? Разве не постились они? И потому, значит, бесы изгоняются молитвой и постом, но не всякой молитвой и не всяким постом. То есть имеется в виду какой-то особый, правильный пост и какая-то особая, правильная молитва. Что же тут имеется в виду? Отчасти на это нам указывает ответ отца исцеленного отрока. Он не сказал, что он верует в Сына Божия, хотя по итогам оказалось, что вроде бы он веровал, но сказал: “Верую, Господи, помози моему неверию”, — т.е. он в себе ощущал это неверие, понимал, что это немощь, и что ему нужна помощь от Господа.
И вот, здесь, собственно говоря, идет речь о том, что мы должны не уповать на то, что имеем силу правильно молиться и поститься, а обращаться к Богу, Который только один может нас наставить и Который только Сам и может в нас правильно молиться. Как говорится в очень многих молитвах и, в частности, в молитвах литургии Василия Великого, которую мы сегодня служили, что только Сам Господь может нас наставить, как и о чем нам нужно молиться, потому что сами мы этого и не знаем. Вот это такая теория, но, может быть, она слишком общая и непонятная. И лучше это все представить на конкретных примерах из жизни.
Говоря о теории, надо как раз понимать, что объяснения того, как все это в жизни осуществлять, надо черпать не у каких-то людей, которые от своего житейского опыта что-то могут рассказать, а надо черпать объяснения только у святых отцов. Эти объяснения написаны в книгах, и образцом такой книги является как раз “Лествица”. Конечно, есть и другие книги, и их довольно много, вот и у нас в храме их предлагается не так уж мало. А если спрашивать о чем-то людей, то только тех, кто или опытом прошел написанное в этих книгах, или хотя бы сам читал эти книги и может пересказать. Но такой пересказ надо воспринимать всегда критически. Вот, например, я стараюсь пересказать то, что написано в этих книгах, но в меру своего понимания и с искажениями, присущими мне как человеку, который не имеет опыта тех, кто эти книги написал. Поэтому если я перескажу их более-менее правильно, то это будет полезно для слушающих, но полезно только в том случае, если они отнесутся критически и будут понимать, что это, в лучшем случае, более-менее правильно, но никак не является истиной в последней инстанции.
Но, говоря о том, что в жизни нас подстерегает, мы видим очень много ситуаций — и из своего опыта, думаю, каждый человек таких ситуаций знает очень много, — когда мы видим, что ниоткуда, вроде бы, нам нельзя ждать поддержки, что со всех сторон тесно. И мы тогда делаем совершенно справедливый вывод, что надо уповать на Бога, надо молиться, надо верить, что все это попущено для того, чтобы нас как-то вразумить, для нашей пользы, для того, чтобы мы исправились, и прежде всего для Царствия Небесного, а также и для того, чтобы остаток нашей жизни прожить на земле праведно. Но мы делаем эти правильные выводы, думаем так и пытаемся молиться и поститься, а все равно ничего не помогает. И не помогает даже не только в том смысле, что какие-то внешние обстоятельства не проходят (это ладно, может, им и не надо проходить), а и в том смысле, что мы сами не начинаем к ним правильно относиться. Мы либо приходим в гнев и негодование, либо в панику и малодушие, либо в расслабление, — в общем, делаем все, чтобы отпасть от Бога, т.е., очевидно, делаем прямо противоположное тому, что нужно. И вот, как же этого избежать?
Очень просто. Как вообще избегать грехов, так надо избегать и этих. Избежать каких бы то ни было грехов можно только одним способом — все время понимать, что именно от меня именно сейчас требуется, и делать только это, стараться это исполнить получше; а вот, скажем, если что-то касается кого-то другого или, по крайней мере, мы за это не ответственны, то об этом не нужно и думать, даже если мы замечаем, что какие-то вещи, может быть, создают какие-то проблемы, что что-то плохо происходит, что кто-то в чем-то виноват… а может, и не виноват… Нужно смотреть, происходит ли это в зоне нашей ответственности. Скажем, если наш ребенок как-то неправильно себя ведет, то мы должны посодействовать его исправлению; а если кто-то со стороны, как нам кажется, себя неправильно ведет, то мы, если мы не имеем над ним никакого попечения, не должны в это вмешиваться.
Мы очень часто говорим об этом, чтобы не осуждать ближних; но вот что касается грехов внутренних, которые к ближним не относятся, то там то же самое. Мы не должны смотреть на то, как переменятся какие-то жизненные обстоятельства, которые от нас не зависят. Например, отец этого исцеленного отрока не должен был размышлять о том, как будет изгнан бес, потому что это обстоятельство от него не зависело, он не мог сам его изгнать; он должен был только предать себя в волю Божию, для того чтобы Господь ему помог тем или иным способом. Он ему помог таким способом, что Сам с ним встретился, разговаривал с ним и исцелил его сына; но он мог получить Божию помощь и каким-то другим способом. Он мог бы жить в другую эпоху и в другом месте, и вполне может быть, что Господь не стал бы являться ему лично; но, тем не менее, если бы этому отроку надо было получить исцеление, и если его отец имел веру и внутренне обращался к Богу: “Верую, Господи, помоги моему неверию!” — то в любую эпоху, в любом месте Господь пришел бы к нему на помощь точно так же.
И поэтому мы совсем не в худшем положении находимся, чем отец этого отрока. У нас могут быть такие же, или более, или менее неразрешимые проблемы, которые не дают нам спокойно жить; но мы должны понимать, что все это по воле Божией, что Господь к нам гораздо ближе, чем к тому отроку и его отцу, потому что тогда Он ходил с ними по земле рядом, а сейчас Он вселился в нас через причащение, — такой близости ни у кого из тех людей не было, какая у нас уже есть. Поэтому искать Бога где-то далеко нам совершенно не нужно; нам нужно только к Нему обратиться, а Он уже здесь. И поэтому надо предавать себя спокойно в Его волю. И не надо думать: “Как же мне быть спокойным, когда столько неприятностей на горизонте?” Потому что, действительно, исход из этих неприятностей, даже в том смысле, какое у нас будет отношение к ним и к жизни, насколько мы согрешим или не согрешим, переживая эти неприятности, — это все зависит только от одного — от того, насколько мы сами себя захотим предать в волю Божию. Потому что все, что зависит от воли Божией, как говорит святой Максим Исповедник, уже сделано, все, что нужно для нашего спасения; а нам надо теперь только так направить свою собственную волю, чтобы плоды совершенного Богом усвоить лично для себя.
Вот об этом надо думать, а больше ни о чем думать не надо. Не надо думать о том, как ведут себя наши ближние, над которыми мы не поставлены надзирателями и сторожами; точно так же не надо думать о том, как складываются обстоятельства, на которые мы не можем повлиять. Конечно, надо отслеживать то, что нам действительно нужно по работе, и делать нужные выводы, но не более того. Ни в коем случае не надо задумываться над всем этим как-то эмоционально и накручивать себя, а надо спокойно предавать себя в волю Божию. И вот тогда мы и в настоящем житии проживем лучшим образом, а самое главное, достигнем Царствия Небесного. Аминь.