Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Праздник сорока двух мучеников Аморейских: они были военным отрядом при императоре-иконоборце Феофиле; в плену у мусульман им пришлось выбирать – или погибнуть, или принимать ислам, они выбрали погибнуть; мы не знаем, как же так происходит, что кто-то в еретических сообществах оказывается причастен Церкви в конечном итоге; надо просто понимать, что бывают исключения, прежде всего для того, чтобы никого не судить жестко и окончательно; если бы мы имели возможность узнавать, как дела обстоят относительно посмертной судьбы и принадлежности к Церкви того или иного человека окончательно и абсолютно, то получалось бы, что Суд Божий нам доступен, однако Бог нам таких полномочий не дает.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Когда мы, православные христиане, совершаем праздник сорока двух мучеников Аморейских, мы всегда должны думать о том, что не все так, как оно очевидно. По очевидности своей эти мученики были еретиками, потому что они были военным отрядом, и даже там были высокопоставленные лица, известные при дворе императора-иконоборца Феофила. Все они были членами господствовавшей тогда Церкви, которая к тому времени уже более двадцати лет была в ереси иконоборства.

Но эти мученики были простыми людьми и ни о чем особо не думали, но когда господствующая Церковь изменилась, то и они тоже изменились вместе с ней. Но в ходе военных действий этот отряд попал в плен к мусульманам. В плену пришлось выбирать – или погибнуть, или принимать ислам. Они выбрали погибнуть.

Как же так происходит, что все-таки кто-то в еретических сообществах оказывается причастен Церкви в конечном итоге? Ответ очень простой: мы этого не знаем. В этом есть простота ответа, так как объяснить это невозможно. Есть правило, оно очень важное, надо его понимать, согласно которому этого просто не может быть. Но также надо знать, что это правило, а не абсолютный закон, и из него, действительно, есть исключения, которые свидетельствуются другими святыми.

Особенно легко, как показывает практика, засвидетельствованная святыми, и как показывает и данный наш случай, это бывает тогда, когда разделения происходят еще недавно. Несмотря на то, что они принадлежали не просто к ложной церковной иерархии, но к гонителям истинной православной веры, потому что тогда было гонение, но, тем не менее, они себя повели как христиане, и истинная Церковь их тоже признала настоящими христианами. А это значит, что она признала их мучениками и своими собственными святыми.

Действительно, бывают такие недоумения. Они не отменяют правила, потому что, если бы правила надо было бы отменять и вводить другие, то святые отцы бы об этом сказали, но святые отцы говорят другое. И вот нам надо понимать, что бывают исключения, прежде всего для того, чтобы никого не судить жестко и окончательно.

Надо понимать, что есть такие-то основания думать, что дела обстоят так и так, но также надо понимать, что “основания думать” – это не значит, что дела обстоят именно так, а никак иначе. Если бы мы имели возможность узнавать, как дела обстоят относительно посмертной судьбы и принадлежности к Церкви в конечном итоге того или иного человека окончательно и абсолютно, то это получалось бы, что Суд Божий нам доступен, что мы сами можем им заниматься. Но, как известно, этого полномочия Бог нам не дает.

Поэтому будем молиться этим мученикам для того, чтобы они нас право наставили обращаться с нашими ближними, особенно с теми, кто погрешает относительно православной веры. Ну и самим нам надо не погрешать относительно нее и всего остального.

Аминь.