Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали чтение из Евангелия от Матфея — притчу о злых делателях. Думаю, что все помнят содержание, — как некий человек передал свой виноградник делателям, чтоб они отдали плоды винограда потом. Но когда пришло время отдавать, то посланных рабов они избили или убили, тогда господин послал еще более значительную группу своих рабов за сбором, но и с ними поступили так же. Тогда он послал своего сына, надеясь, что хотя бы сына устыдятся, но они не устыдились, а наоборот решили, что это наследник, и если мы его убьем, то все останется нам. Что они и сделали.

Конечно, ситуация очень условная, потому что как они могли рассчитывать, что виноградник останется им, когда в живых остается хозяин? И Христос спрашивает: что сделает хозяин виноградника с этими людьми? И Сам отвечает: злых зле (т.е. «горше горького») погубит и даст виноградник иным делателем, которые воздадут плоды его во время свое.

Дальше вот такая фраза произносится, которую, может быть, не все понимают, — зачем и какое она имеет отношение к предыдущему. А она имеет самое прямое отношение. Он спрашивает: не читали ли вы в Писании — камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу ‎‎‎‎yгла? Это фраза из псалма. И тут подразумевается ответ на не заданный вопрос: где же взять этих других делателей?

Мы понимаем, что речь идет о народе израильском — избранном народе, в котором приходили пророки, и их убивали, и теперь уже Сын Божий пришел, Его еще не убили, но сейчас убьют. А что будет дальше? Дальше будет то, что у них отнимется этот виноградник, и их вечная жизнь закончится печально — у тех, кто убивал этих пророков, и тех, кто убьет Сына. Но дело все-таки будет сделано. Кем же оно будет сделано, если избранный народ, получается, уже в целом не годится для этого, хотя мы знаем, что почти все ранние христиане были из иудеев, причем где бы они ни жили — в Александрии, в Риме. Галаты — это кто такие? Не греки же. Это грекоязычные иудеи, и именно в местных синагогах проповедовалось христианство.

Тем не менее в целом, в массе своей, избранный народ отверг собственное избрание. Дальше было сказано, что будет избрано то, что отвержено. То есть окажется нужным то, что было выброшено. Конечно, речь идет о язычниках — они будут призваны, и они станут настоящими иудеями, то есть христианами. А те иудеи, которые по плоти иудеи, окажутся ненастоящими, то есть вместо чад Авраама они окажутся порождением ехидны.

Конечно, это относится не только к исторической ситуации, которая была, хотя это очень важно. Это относится к нашей повседневной жизни — мы должны это понимать. Когда мы считаем себя христианами, то получается, что мы принадлежим к избранному народу. Но, во-первых, мы склонны уничижать других, кто не христианин, не понимает там чего-то. Или если он в каком-то смысле христианин, но нам кажется, что не в таком правильном.

Может быть, мы даже и правы, что он неправильный христианин, и уж точно мы правы в том, что лучше быть христианином, чем нехристианином. Но из этого совершенно не следует, что этот человек хуже нас. Я уж не буду говорить, сколько спросится с нас, а сколько с него — явно, что с нас спросится больше, и окажется, что мы хуже. Об этом даже не надо говорить, но вот сейчас он в таком положении, а потом он в другом положении. Его Господь потом призовет, или, может быть, уже призвал — в ближайшее время он ответит на это. А, может, и не в ближайшее, или мы до этого не доживем, а он доживет.

Поэтому надо, прежде всего, делать такой вывод. С одной стороны, нас это призывает к осторожности, чтобы никого не уничижать. Потому что это камень, который «небрегоша зиждущии». По какой-то причине он отброшен, а на самом деле, может быть, и не отброшен, а окажется скоро самым главным.

И вот Христос нас призывает к осторожности так, чтобы мы никого не уничижали. А с другой стороны, для нас это должен быть источник бодрости и уверенности. Многие начинают говорить, что, мол, вот я такой-сякой, у меня много грехов, я хуже всех… Это бывает у разных людей, но в особенности у таких, которые и без христианства к подобному были склонны; тогда это все-таки психическое заболевание.

Но вот на это можно и нужно себе сказать, что если это и так, то Господь вот и выбирает примерно такую шпану, как я, такой вот мусор. Но зато Он выбирает, а нам нужно быть хорошими не в глазах общества и даже не в своих собственных глазах — а это, кстати, вообще вредно быть хорошим в своих собственных глазах. Но нужно быть хорошим в глазах Божиих, или плохим, но таким, к которому будет Божие милосердие.

Поэтому не надо смущаться своими, скажу аккуратно, многочисленными несовершенствами, а надо просто понимать, что Бог меня вот в таком виде и призвал, а я со своей стороны просто должен стараться исправляться, но, конечно, испрашивая помощи Божией, используя, конечно, все свои силы для этого, но не полагаясь на свои силы, а только используя. А полагаться надо только на помощь Божию.

Аминь.

епископ Григорий