Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем один из главных наших праздников, который внутри праздника Пасхи, но имеет особенную важность, – праздник Жен-мироносиц. Он тоже приурочен к самому событию Воскресения, потому что те, кто пришли помазать Тело Иисуса, – жены-мироносицы, но также и Иосиф Аримафейский и Никодим, которые Его погребали, — все они являются свидетелями Воскресения, а Иосиф и Никодим – свидетелями погребения. Они празднуются в ближайшую к Пасхе Неделю по той же причине, что и Фома, — потому что все это празднования в честь тех, кто засвидетельствовал нам Воскресение Христово. В следующие воскресения будут уже другие празднования, с другими темами.

Самое главное песнопение сегодняшнего дня, хотя можно и по-другому выделить самое главное, – это эксапостиларий, который начинается известными словами  «Жены, услышите глас радования…». На его подобен очень много написано церковных песнопений. И в конце этого песнопения Христос говорит: «Хощу бо создание Свое радостию осияти, отонудуже прииде печаль». То есть радость происходит из того же самого места, откуда произошла печаль, то есть от гроба. От гроба происходит радость Воскресения, хотя именно гроб – это место смерти, откуда и произошла печаль.

Вот так оно все происходит в жизни всегда. Не только в этом самом главном событии в жизни христиан, но и во всех более мелких случаях личной жизни каждого из нас. Не бывает так и не полезно так, чтобы всегда была какая-то радость или какая-то печаль. Почему-то христиане легко понимают, что не должно быть все время радости (а те, кто считают, что должна быть все время радость, не идут «в христиане» вообще), но зато очень многие считают, что должна быть все время печаль, что христиане должны быть несколько депрессивными. Я бы сказал, что им надо скорее к доктору, если они так считают, потому что это симптом болезни, а вовсе не признак христианства.

Относительно христианства апостол Павел нам говорит, что всегда радуйтесь, о всем благодарите. И еще он говорит: непрестанно молитесь, — указывая тем самым, откуда можно взять этот источник радости. С одной стороны, есть печаль о всяких внешних событиях, и о некоторых из них печалиться нельзя, потому что нам греховная страсть тут не дает радоваться, а, с другой стороны, есть и такие внешние события, о которых нельзя не печалиться, и если Христос печалился о смерти Лазаря, то, значит, есть такие внешние события, о которых и христианам не зазорно печалиться.

Конечно, самая главная печаль христиан не из-за внешних событий, а из-за того, что ты понимаешь свои грехи, особенно, если впадаешь в них вновь  и вновь. Но вот тут важно, чтобы источник печали не стал источником клинической депрессии. Вечно подавленное настроение – это не признак христианства, а это, повторю, признак болезни. Если речь идет именно о христианском сокрушении в своих грехах, то, конечно, грехам радоваться не приходится – о них нужно печалиться. Но печалиться о них нужно по-христиански – подходить к ним конструктивно.

Печалиться надо перед Богом, а не перед каким-то образом себя, который оказался не идеальным. Одно дело, когда я рисую идеальный образ себя, а потом очень скорблю, когда оказывается, по оскорбляющим и унижающим этот образ собственным грехам, что я ему не соответствую. Эта ситуация греховная и к тому же, может быть, психопатологическая. А правильная реакция заключается в том, чтобы ставить себя перед Богом таким, какой ты есть, и просить помощи Божией, понимая в каждом очередном случае, что вот я такой, и именно поэтому мне нужна помощь Божия, а если бы я соответствовал идеалу, то мне и помощь Божия была бы уже не нужна, но я без нее никуда.

Помощь Божия – это обращение к Богу. Обращение к Богу – это молитва. А молитва не может не быть радостной. И поэтому получается, что источник радости происходит из источника печали. Я обращаюсь к Богу в молитве именно тогда, когда нахожусь в печали – по внешнему или по внутреннему поводу, что гораздо важнее, потому что осознаю, что не могу сам справиться со своими грехами, — но зато меня Господь вознаграждает. Уже само обращение к Богу является главной радостью и источником дальнейшей радости.

Вот примерно о чем говорит каждому из нас в аскетическом плане то событие, которое мы сегодня мы вспоминаем как историческое и, что еще важнее, как догматическое. Догмат о Воскресении Христовом, как подчеркивалось в сегодняшнем богослужении — это и есть самая главная истина христианства.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)