Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Народное почитание пророка Илии очень мало связано с христианством; жизнь пророка Илии — пример ветхозаветного монашества; в Библии описана умная молитва пророка Илии за столетия до пришествия Христа; внешнее бытие пророка Илии соответствует внутреннему бытию каждого христианина — одиночеству; в ветхозаветном Израиле было 7 тысяч человек, не поклонившихся Ваалу — это очень много; главное — делать то, к чему нас призывает воля Божия.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы совершаем память пророка Божия Илии. Это один из самых почитаемых в народе святых. Но, как часто бывает, его почитание в народе настолько мало связано с христианством, что даже не стоит о нем и говорить. В общем-то, гораздо более логично и понятно, когда праздновали этот день как праздник светский, или даже конкретно, как у нас удачно получилось в Советском Союзе, — день Воздушно-десантных войск. Конечно, такие светские праздники тоже нужны, но это не значит, что их надо проводить в бесчинствах, а они имеют свой светский смысл. И конечно, нам нужны праздники в честь военных, потому что армия в государстве — если не самое главное, то одно из самых главных, без этого никакого государства точно не будет, и любители даже и мирной жизни никакой мирной жизни не получат.

Но все это не имеет к церкви прямого отношения. А мы сюда собираемся ради того, что имеет прямое отношение к церкви. И если мы собираемся в память пророка Илии, как это произошло сегодня, то мы собираемся ради того, что Церковь принимает в служении пророка Илии. Она принимает в нем то, что объяснено в Библии, и то, что потом объясняют Святые Отцы. Этот пророк, прежде всего, являет еще в Ветхом Завете тот идеал, который в Ветхом Завете ясно проповедан не был, и лишь немногие примеры, и, прежде всего, как раз пророк Илия, его достигали. Это пример монашества.

Конечно, тогда не было никакого института монашества, монашеского пострига или специальных монашеских одежд, но мы должны понимать, что и в другом монашестве, более позднем, христианском, это все тоже является неважным, второстепенным, и даже может просто отсутствовать. А самое главное, чтобы жизнь была по сути монашеская.

И вот такую безбрачную подвижническую жизнь проводил Илия. И суть его жизни была в умной молитве. Как мы читали вчера в паремии, когда он молился о прекращении бездождия на горе Кармил, пророк Илия согнулся, положив лице свое мужду коленома своима, говорит Библия. Это как раз один из случаев, когда Библия описывает умную молитву пророка, и доказывает, что еще и тогда, за много столетий до пришествия Христова, совершалась умная молитва, и уже существовал тот образ жизни, который в Ветхом Завете вели лишь немногие праведники, призванные к этому Господом. Эти праведники в Ветхом Завете совершали гораздо больше того, что требовал Ветхий Завет, а в Новом Завете к этому призваны все христиане, все кому проповедано Евангелие, и все кто откликнулся на этот Господний призыв.

Как очень часто бывает в жизни, хотя и не всегда, жизнь пророка Илии, явила нам в его внешнем бытии то, чем внутренне для настоящего христианина всегда является его бытие — крайнее одиночество. Конечно, среди примеров новозаветных святых мы можем видеть разных людей — одни всю жизнь прожили одиноко, другие — в многолюдстве. Одни, живя в этом многолюдстве, терпели всякие поношения и скорби от людей, особенно здесь конечно примеры юродивых, но не только, таких примеров очень много, монашествующих разных, святителей, епископов, и кого угодно. А другие, вроде, пользовались почетом и уважением до конца своих дней, и умерли, если смотреть внешне, даже так, что жизнь их кому-то может показаться завидной с точки зрения мирской.

Конечно, жизнь любого святого должна показаться завидной, в хорошем смысле слова, с точки зрения жизни вечной, с точки зрения христианской, но кому-то она может показаться завидной с точки зрения мирской. Вот такое впечатление может сложиться только у тех, кто совершенно не понимает, что за этим стоит внутренне.

А внутренне всегда стоит одиночество. Потому что если мы хотим принять бытие с Богом, то мы должны отрешиться, и само оно отрешает, от бытия с человеками, и даже если внешне мы все равно оказываемся в общении с людьми, внутренне мы оказываемся одиноки, причем это бывает даже и тогда, когда внешне у нас отношения с людьми хорошие. Они могут быть хорошими, могут быть плохими, это зависит от самых разных обстоятельств.

Если мы вспомним земную жизнь Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, то увидим, что с кем-то у Него во внешней жизни были хорошие отношения, с кем-то — плохие. Вот, например, самаритяне просили Его остаться в их городе, Он там пробыл несколько дней, — уж куда лучше отношения. А в Иерусалиме было сначала так, что сначала его встречали с ветками ваий и фиников, прямо как какого-то вождя народа, а спустя совсем немного дней, те же самые люди его распяли, о чем хорошо сказал Амвросий Оптинский: “Сегодня хвалят, завтра свалят”.

Поэтому никогда нельзя ориентироваться на оценки людей, любят тебя или не любят. А надо понимать, что если любят и если не любят, все равно внутренне есть одиночество и есть предстояние перед Богом, которое пророк Илия показал на горе Кармиле, и ни на что другое смотреть не надо.

И хотя трудно ему было это перенести, самому пророку Илии, но зато это и составило его главный подвиг. А о том, что этот подвиг был для него труден, об этом тоже говорится в Библии, когда он говорит Господу, что убили всех пророков Твоих, и остался я один, и моей души тоже ищут. А он действительно в то время остался один из пророков Божиих, и Иезавель, нечестивая царица, пыталась его найти, чтобы убить.

А что ему на это сказал Господь Бог?Во-первых, Он дал ему понять, буквально ничего не говоря, что не его это дело смотреть, сколько там кого осталось, а его дело — исполнять волю Божию в тех обстоятельствах, в которых он находится. А во-вторых, для его утешения, отчасти, а отчасти для смирения, а точнее, для утешения через смирение, потому что только смирение приносит истинное утешение христианам, — Бог ему сказал, что еще есть в Израиле семь тысяч человек, которые не преклонили колена перед Ваалом. Это кстати, очень много, потому что, вся численность народа израильского, она едва ли измерялась сотнями тысяч, может, даже меньше 100 тысяч была, потому что людей в то время вообще было мало. Вот, оказывается, сколько было скрытых рабов Божиих, каждый из которых, по всей видимости, ничего не знал не о ком другом из этих семи тысяч, но они вот так сохранялись.

Поэтому, если мы и видим себя одинокими, то вряд ли это на самом деле правда, почти наверняка в Новом Израиле, который гораздо многочисленнее ветхого Израиля, времен пророка Илии, еще есть люди, которые не преклоняют колена перед Ваалом, и достаточно нам знать, что они есть, но можно даже этого не знать. Важно знать самое главное — что мы должны делать то, к чему призывает нас воля Божия, и только ей мы должны служить.

И если оставаться в этом, несмотря на все наши колебания, которые и у святых бывали, как мы видим на примере пророка Илии, то, оставаясь в этом, мы сподобимся единой участи со всеми теми, кто не преклонил колена перед Ваалом до последнего своего дня, то есть, с пророком Илией и со всеми святыми. Аминь.