Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник, который называется Неделя Праотец. Это название, с одной стороны, немного объясняет этот праздник, а,  с другой стороны, немножко запутывает. Конечно, все мы понимаем правильно, что это относится к Рождеству Христову, и особенно вспоминаются те, через кого Христос родился по плоти – кто был, помимо Божией Матери, до этого. Но все-таки не совсем такой смысл у праздника, хотя в основном именно таков. А чем же отличается?

Отличается тем, что упоминаются и тоже празднуются сегодня другие святые, которые к рождению Христа по плоти не имели никакого отношения, если только не считать того, что они разделяли общую человеческую природу. Это, например, Мелхиседек. Также и Иов праведный. Они сегодня тоже все празднуются, они называются праотцами, хотя от них Христос не рождался. Они не являются Его праотцами в буквальном смысле слова.

Значит те праотцы, которых мы празднуем сегодня, — это все праведники Ветхого Завета, те люди, которые являются Его праотцами не столько по плоти, сколько по Духу. Ведь праотцами по плоти являются многие проклятые иудейские цари, которые отпали в идолослужение. Они вообще никогда не празднуются, потому что они не только не святые, но они нечто прямо обратное, а, тем не менее, они праотцы по плоти. А те праотцы, которые празднуются, — это праотцы по духу.

Празднуются праведники Ветхого Завета, причем праотцы и отцы – это примерно одни и те же, но есть, может быть, некоторое отличие. В следующее воскресение будет празднование Святых Отец, и там будет больше акцент на том, кто был праведником и праотцем по плоти.

Говоря о праведниках Ветхого Завета, христиане часто впадают в заблуждение, думая, что это были праведники второго сорта. Это связано с другим заблуждением, проистекает из него – будто бы Ветхий Завет сменился, и это была религия примитивного понимания Бога, а теперь у нас другая религия, Нового Завета, и сейчас мы сразу становимся христианами Нового Завета.

Святые отцы многократно говорили о том, какое это заблуждение так думать. То, что было в истории человечества – сначала был Ветхий Завет, а потом Новый, —  абсолютно необходимо и каждому из нас – сначала Ветхий Завет, а потом Новый. Другими словами то же самое – сначала Закон, а потом Благодать.

В то же время, те святые, которые жили до Рождества Христова, они тоже имели в своей жизни сначала Ветхий Завет, а потом Новый. Школьное богословие, которому в семинариях учат, а оно вообще неправославное, этого не допускает, потому что западное богословие, от которого оно зависит, — неправославное. Наши святые отцы учили иначе, а именно, что те святые, которые были праведниками Ветхого Завета, фактически уже жили в Новом Завете.

Это относится не только к Мелхиседеку, о котором прямо сказано, что он не имел ни отца, ни матери, и поэтому, как толкуют святые отцы, стал нетварным по благодати, то есть достиг совершенства обожения, и о котором в Послании к Евреям прямо сказано, что Христос стал первосвященником по чину Мелхиседекову, — но это относится и вообще ко всем праведникам, которые были до Христа. Потому что поскольку они были праведниками, они принадлежали к Новому Завету.

Что такое принадлежать к Новому Завету, и как это можно было сделать, пока Христос не воплотился? На последний вопрос самый общий ответ очень прост. Поскольку Новый Завет принадлежит вечности, то, когда мы его проецируем на время, совершенно неважно, кто когда жил. Все спасаются во Христе. И если они по временной оси жили раньше Христа или позже Христа – это все равно одна и та же Церковь, и все спасаются в одном Христе Иисусе. Поэтому общий ответ такой. А частный ответ немножко другой и более явный.

Чем отличается общий Закон от Благодати? Закон состоит из заповедей. Заповеди – это то, за нарушение чего бывают наказания. А что бывает за исполнение заповедей? Ничего не бывает, тебя просто не наказывают. Это то же самое, что и за исполнение гражданского закона – если мы не нарушаем уголовный кодекс, какая нас ждет награда? Можно сказать, что никакая награда не ждет, хотя в нашем государстве нельзя гарантировать, что тебя не посадят.

Вот то же самое исполнение заповедей. Пока мы не нарушаем то, что запрещено, не переходим запретных линий, мы живем под Законом, в Ветхом Завете. Если мы это нарушим, то будем подлежать наказанию, конечно. Но спасение души невозможно получить этим, потому что это другое. Спасение души — это то, что избирается свободно.

Спасение души, как объясняют святые отцы – это обожение. Обожение – это стать Богом. А как можно стать Богом насильно, если ты не приложил к этому никакого своего желания? Естественно, что никак. Получается, что стать Богом нельзя без свободного выбора. Соблюдение заповедей – это не свободный выбор. Когда тебе грозит наказание, то ты, конечно, можешь не подчиниться, но если подчиняешься, то в этом нет свободы.

А свободный выбор – это то, что мы делаем не из страха наказания, а по собственному влечению души. Мы можем вспомнить, в Новом Завете как об этом говорится в истории о богатом юноше, который исполнил весь Закон, а узнав, что нужно исполнить, чтобы быть совершенным, огорчившись, не стал этого делать. Вот эта разница между Законом и Благодатью, между Ветхим и Новым Заветом.

Если мы обратимся к тем праведникам, память которых сегодня, живших до земной жизни Спасителя, то там то же самое. Не просто эти праведники исполняли заповеди, но они делали что-то от своего произволения. Таков был Авраам, который мог не искать Бога, и не слушаться, когда Тот  его звал, и это не было даже нарушением заповеди. Таковы были его сын и внук — Исаак и Иаков, — таковы были двенадцать патриархов, которые вспоминаются сегодня, таковы были пророки, Мелхиседек и другие, вспоминавшиеся сегодня.

Все они привносили что-то свое, что было больше, чем исполнение заповедей. И даже если они согрешали против заповедей, а это, конечно, тоже бывало, то они это компенсировали и покаянием и деланием того, что больше, чем требуется. На этом же основано и монашество, как многие, наверное, помнят.

Самое главное, что надо понимать сегодня, что праведники в единой Церкви, которые получили обожение во Христе, получили его еще до воплощения Спасителя, поэтому их было тогда намного меньше, чем их стало потом, но это количественный показатель, а качественный – это были совершенно такие же святые.

Поэтому в нашей православной Церкви, а не в какой-нибудь другой, они всегда почитаются наравне со всеми остальными праведниками Нового Завета. Так же должны почитать их мы и так же им молиться.

Аминь.